Дисертація присвячена теоретико-експериментальному обґрунтуванню сучасної методичної системи навчання фізики в основній школі. Посилено функції першого ступеня навчання шкільної фізики щодо формування цілісних уявлень про природничо-наукову картину світу, місце і роль людини в ньому, та цілеспрямованого формування узагальнених способів діяльності при осягненні учнями природничонаукових знань. Обґрунтування змісту і структури фізичної (і астрономічної) освіти в школі II ступеня послідовно реалізовано на всіх рівнях: від рівня теоретичного подання - до діяльності навчання. Створена методична система навчання фізики (і астрономії) та адекватна їй система методичної підготовки учителя підтверджені практично.
Диссертация посвящена теоретико-экспериментальному обоснованию современной методической системы обучения физике в основной школе. На основании логико-исторического анализа теории и практики обучения физике в средней общеобразовательной школе показано необходимость предварять изучение систематического курса физики курсом первой ступени, адекватном целям и структуре школы. Обосновано положение о полиструктурности современной методической системы обучения физике в основной школе. Исходя из этого предложен новый, возможный вариант школьного курса физики первой ступени. В нем реализовано идею базового курса физики, интегрированного с астрономией, в котором усилено функции первой ступени обучения школьной физики по формированию целостных представлений о естественнонаучной картине мира, месте и роли человека в нем, а также целенаправленному формированию обобщенных способов деятельности при освоении учащимися естественнонаучных знаний. Обоснование содержания и структуры физического (и астрономического) образования в школе 11 ступени последовательно реализовано на всех уровнях: от уровня теоретического представления - до деятельности обучения, в том числе и на уровне пробных учебников. Выявлены тенденции и основные направления развития теории и практики обучения физике на первой ступени. Обоснованы научные основы интеграции физических и астрономических знаний в единый курс “Физика. Астрономия” (7-9 классы). Обозначены факторы, определяющие интеграцию физических и астрономических знаний в единый базовый учебный курс. Сформулированы принципы построения программы курса и методической организации учебного материала на уровне программы и пробных учебников. Представлен дидактический анализ учебного материала по всем разделам и параграфам учебников, а также их отдельных текстовых и внетекстовых компонентов, в том числе и аппарата организации усвоения. Дано описание процедур организации деятельности обучения. Обобщены результаты опытного и экспериментально-массового обучения школьников по новым (уровпевым) пробным учебникам “Физика. Астрономия” (для седьмого, восьмого и девятого классов), изданным в издательстве “Освіта” (г. Киев) в 1994-1999 г.г. массовым тиражом. На основании этого сформулированны выводы об эффективности и дальнейшем использовании предложенных научно-методических и учебных (пробных учебников и т.д.) материалов. Созданная таким образом методическая система обучения физике и астрономии, а также адекватная ей система методической подготовки учителя подтверждены практически.
Dissertation research presents theoretical-experimental substantiation for methodical system of physics teaching at middle school. In the basic physics course the priorities of the study goals are changed. The functions of the first stage of physics teaching pertaining the formation of integrals impressions of the natural science picture of the world, the position and role of the human in it, formation of generalized ways of pupils' activities when mastering natural science knowledge are reinforced. The content and structure of physics and (astronomy) teaching at the second stage school is consequently well-grounded on each level from theoretical teaching to study activities. The created methodical system of physics (and astronomy) teaching and the system of methodical teacher training adequate to it is proved in practice.