Дисертація присвячена філософсько-антропологічному аналізу етнонаціонального буття людини в умовах культурної глобалізації. У роботі грунтовно подається антропологічна характеристика етнонаціонального буття людини в умовах культурної глобалізації, сутнісні засади культурної глобалізації та її впливу на сучасні етнокультурні процеси. Сформовано концепцію етнонаціонального буття людини в умовах культурної глобалізації та уточнено зміст базових концептів до аналізу процесів культурної глобалізації. В роботі дослідження феномена етнокультурного буття людини ведеться в контексті методів і підходів - метафізичного, етнометодологічного, комунікаційного, синергетичного, системного. Відмічається, що етнонаціональні процеси є синтезом багаторівневої взаємодії різних факторів - економіко-господарських, історико-політичних, природно-географічних, геополітичних, які породжують явища міграції, асиміляції, консолідації. В дисертації дається аналіз концептуальної парадигми культури етнонаціонального буття людини, в контексті якої визначається феномен культури етнонаціонального буття як цілісного феномена; полікультурності як однієї з нових парадигм етнонаціонального буття людини в умовах єдиного інформаційно-культурного простору. В дисертації аналізується основні тенденції розвитку етнонаціонального буття людини як виклик метакультурі, в контексті якої дається аналіз соціокультурного та антропологічного підходів до аналізу процесів культурної глобалізації; проблем людини в умовах сучасних процесів етнонаціонального буття, детермінанти оптимізації етнонаціональної ідентичності в умовах культурної глобалізації.
Диссертация представляет собой философско-антропологическое исследование этнонационального бытия человека в условиях культурной глобализации.
Рассмотрены теоретико-методологические основы анализа этнонационального бытия человека, выявлены и проанализированы философско-антропологические принципы и подходы к анализу этнокультурного бытия человека - целостности, развития, единства многообразия, целерационального действия, системности, самоорганизации, социального детерминизма. Исследование феномена этнокультурного бытия человека ведется в контексте подходов, которые позволяют раскрыть сущность и структуру этнонационального бытия человека - метафизического, гуманистического, субстанционального, аксиологического, этнометодологического, антрополого-лингвистического, цивилизационного, структурно-функционального, коммуникационного, синергетического, системного. Отмечается, что этнонациональные процессы являются синтезом многоуровневого взаимодействия различных факторов - экономико-хозяйственных, историкополитических, природно-географических, геополитических, которые порождают явления миграции, ассимиляции, консолидации. Философско-антропологическая рефлексия культуры этнонационального бытия предусматривает в нем общецивилизационное явление, своеобразную «цивилиософию», благодаря которой человечество осуществляет переход к ускоренному и стабильному развитию с целью поиска эмансипированных условий человеческого существования. Философско-антропологические подходы и методы анализа помогают глубже проникнуть в сущность, структуру и направления развития этнокультурного бытия, которое суть «единство тождества и различия». Именно человеческое измерение этнокультурного бытия в состоянии учесть экстремальные жизненные коллизии - социальную незащищенность человека, невозможность самореализации в условиях антропогенной катастрофы XXI в. Понятие «культурный глобальный феномен» выступает целостностью, в основе его формирования лежит принцип комплементарности и стереотипа поведения, который возникает в процессе исторического развития. Самая важная сущностная черта культурной глобализации - взаимосвязь процессов интернационализации экономики, политики, культуры; развитие единой системы мировых связей; изменение и ослабление функций национального государства, расширение масштабов трансграничных коммуникационных и информационных обменов и т.п. В диссертации дается анализ концептуальной парадигмы культуры этнонационального бытия человека, в контексте которой определяется феномен культуры этнонационального бытия как целостного феномена; поликультурности как одной из новых парадигм этнонационального бытия человека в условиях единого информационно-культурного пространства. В диссертации анализируются основные тенденции развития этнонационального бытия человека как вызов метакультуре, в контексте которой дается анализ социокультурного и антропологического подходов к анализу процессов культурной глобализации; проблем человека в условиях современных процессов этнонационального бытия, детерминанты оптимизации этнонациональной идентичности в условиях культурной глобализации.
Thesis presented philosopho-anthropological investigations concerning ethnonational being of a man under the conditions of cultural globalization; discussed analysis concerning present ethnonational processes, philosopho-anthropological principles, methods and approaches to the analysis of ethnonational being of man are presented. Thesis is devoted to the formation of a conceptional paradigm of culture for ethnonational being of a man under the conditions of cultural globalization; the analysis of cultural ethnonational being as a global organism and polyculture as one of new paradigms of cultural globalization is also presented. New tendencies for development of ethnonational being of man as an appeal to cultural globalization are determined. Problems of man in a context of ethnonational present processes and determinants of optimization of ethnonational identity under the conditions of cultural globalization are analyzed. The conditions of cultural globalization are given.