У дослідженні запропоновано цілісну концепцію еволюції технократизму як соціального явища, висвітлено його генезис, семантичну природу, сутність, зміст і форми: об’єктивовану і суб’єктивовану, а також механізм його самовідтворення засобами освіти. Показано його місце і роль у саморозгортання суспільства, протистояння технократизму і гуманізму в індустріальній парадигмі розвитку світової спільноти, шляхи гармонізації їх взаємодії в освіті розколотої цивілізації. Доведено, що технонаука формує не тільки новий дискурс, а й породжує новий чинник управління суспільством знань і освітою - ноократію або меритократію, що має бути опанований філософією освіти, оскільки він формує симбіоз науки і освіти (магістратура та PhD), а тому на основі парадигмальної ідеї про визнання особистості фундаментальною цінністю має бути запропонована гуманістична парадигма освіти, що потребує індивідуалізацію форм освіти, розгалуження дистанційної форми навчання, електронну педагогіку, самоосвіту і самовиховання, освіту протягом життя.
В работе исследуется зависимость эволюции системы образования от явления технократизма, что сформировалось за время существования индустриальной цивилизации, а на этапе перехода мирового сообщества к информационной фазе развития направляет развитие образования в мире, исходя из присущих ему принципов. Обосновывается основной концепт роботы - “дискурс технократизма в образовательных концепциях XXI столетия”, его сущность и содержание. Разкриты атрибутивные свойства и функциональное влияние технократизма на общество, образование и личность. Проанализированы четыре измерения «дискурса»: языковый (семантичный), философский (категориальный), политический (властный) и методологический (исследовательский или инструментальный). На основе ретроспективного анализа делается вывод о том, как на основе философии науки и философии техники сформировался дискурс технократизма и как он постепенно овладел всеми сторонами жизни современного человека, в том числе и национальными системами образования. Показано, что явление технократизма в своем развитии прошло три этапы: латентный, господствующий, и нисходящий с арены, а центральной в технократических концепциях является идея возможности эффективного функционирование власти, основанной на научной компетенции, существование возможности замены политического субъективированного решения решением рациональным и объективным. Далее обосновывается методологический комплекс, с помощью которого возможно исследование влияния технократизма как управленческого начала на формирование образовательных концепций XXI столетия. Проанализирована эволюция технократизма в цивилизационном измерении, раскрыта природа, сущность, содержание и формы технократизма. В работе исследуется генезис явления технократизма, анализируются условия его возникновения и формируется философский образ современного технократизма. На основе теоретически обоснованной его семантической природы, раскрывается сущность как становление функциональных отношений самого социального мира, который в данном случае выступает как действия людей, основанные на использовании технического знания в качестве методологии и технологии управления образовательным процессом, формируется его содержание как определенной совокупности процессов функционирования технического знания в качестве теории и методологии управления учебно-воспитательным процессом, формализуется его субъективированная и объективируемая формы.
Обосновывается идея многомерности функций технократизма, среди которых выделены: методологическая, идеологическая, организационная, технологическая, на основание которых доведена цыкличность жизнедеятельности технократичной парадигмы путем раскрытия ее конструктивизма во время развертывания индустриальной цивилизации и консерватизм на этапе перехода мирового сообщества до информационной фазы развития. Далее исследуется проявление технократизма в саморазвертывании индустриального общества, противостояние принципов технократизма и гуманизма в индустриальной парадигме развития мирового сообщества, а также предлагает оригинальное видение гармонизации технократизма и гуманизма в образовании расколотой цивилизации на уровне мировоззренческого и идеологического горизонтов. Новизна диссертационного исследования состоит в том, что предлагается целостное видение дискурса технократизма и его влияния на формирование образовательных концепций XXI столетия. Показано, что технократизм в теории и практике проявляется в однобокой абсолютизации научно-технических факторов теоретической и практической деятельности, в том числе и технологий управления людьми в различных областях. Обосновано, что на этапе формирования общества знаний, технократизму в образовании противостоит несколько парадигм образования - когнитивно-информационная, культурологическая, личностно-ориентированная, в конце концов, компетентностная; а технонаукой формируется новый фактор управления обществом и образованием, которое должно осваиваться философией образования, поскольку он формирует симбиоз науки и образования (магистратура, PhD), поэтому на основе парадигмальной идеи о признании личности фундаментальной ценностью должна сформироваться качественно новая - гуманистическая парадигма образования, которая основывается на индивидуализации форм образования, разветвлении дистанционной формы обучения, электронной педагогике, самообразовании и самовоспитании, образовании на протяжении жизни. Выдвинута идея о выходе на смену технократизму, присущего поре Модерна и играющего ведущую роль в эволюции социального мира, ноократии и меритократии, которые наберут силу в эпоху Постмодерна и поделят между собой властное пространство, которое будет охватывать всю планету Земля на основе информационного единства мирового сообщества и сетевого общества.
In research the complete concept of the technocratism’s evolution as social phenomenon, is stated its genesis, semantic nature, essence, content and forms: objective, subjective, and also mechanisms of its influence on education and self-reproduction by means of education. It is shown its place and role at self-expansion of a society, opposition to technocratism and humanism in an industrial paradigm of the world’s community development, way of harmonization of their interaction in the education of a split civilization. It is proved, that technoscience forms not only a new discourse, but generates the new factor of management of a society of knowledges and education - noocrathy or meritocrathy, that must be acquired by philosophy of education, as it forms a symbiosis of a science and education (a master department and PhD) and that’s why, on a basis of paradigm’s ideas about a recognition of the person fundamental value can be the offered humanistic paradigm of formation(education) which requires in an individualization of forms of education, a branching of the remote form of training, electronic pedagogic, self-education and self-training, education during a life.