Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Продуктивна праця в досвіді шкіл України (60-70-ті роки ХХ століття)

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Макарчук, Вікторія Вікторівна
dc.date.accessioned 2020-07-31T07:56:36Z
dc.date.available 2020-07-31T07:56:36Z
dc.date.issued 2006
dc.identifier.citation Макарчук, Вікторія Вікторівна. Продуктивна праця в досвіді шкіл України (60-70-ті роки ХХ століття) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - загальна педагогіка та історія педагогіки / Макарчук Вікторія Вікторівна ; [наук. керівник Кузь Володимир Григорович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова, Уманський держ. пед. ун-т ім. П. Тичини. - Київ, 2006. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30615
dc.description.abstract Дисертаційна робота присвячена дослідженню основних тенденцій розвитку продуктивної праці учнів у другій половині XX століття, науковому обгрунтуванню доцільності використання позитивного досвіду організації продуктивної праці учнів 60-70-х роках XX ст. у сучасних загальноосвітніх навчальних закладах України. Проаналізовано роль продуктивної праці у повноцінному розвитку особистості, виокремлено основні етапи розвитку продуктивної праці, співвідносно періодів розгортання української педагогічної думки у хронологічних межах XX ст. Сформульовано сутність поняття “продуктивна праця”. Узагальнено досвід роботи В.О. Сухомлинського, І.Г. Ткаченка, О.А. Захаренка з організації продуктивної праці учнів. Виокремлено сучасний досвід організації продуктивної праці у загальноосвітніх школах і міжшкільних навчально-виробничих комбінатів окремих регіонів із традиційними центрами художньо-промислового виробництва. Встановлено тенденції відродження українських національних традицій у трудовому вихованні сучасних школах, звернення загальноосвітніх шкіл до цінностей матеріально-художньої культури, тенденції до поєднання утилітарних технологій і сучасних видів дизайну у продуктивній праці учнів. ua
dc.description.abstract В диссертации осуществлен ретроспективный анализ становления и развития ученического производительного труда в опыте школ Украины. На основе анализа педагогической, психологической, социологической литературы с учетом зарубежных и отечественных исследований производительного труда в диссертации предложено определение понятая “производительный труд”. В контексте украинской педагогической мысли определены основные этапы становления и развития производительного труда школьников, классифицированы его организационные формы. Рассмотрены философские, дидактические, методологические аспекты школьного производительного труда в условиях рыночных отношений. Обращается внимание на преемственность опыта организации производительного труда А.С. Макаренка и педагогов-новаторов 60-70-х г. XX ст. Актуализируются особенности производительного труда школ-лабораторий И.Г. Ткаченка, В.А. Сухомлинского, школы-толоки А.А. Захаренка. Производительный труд рассматривался педагогами как важнейший фактор воспитания и развития личности. Путем научной аргументации доказано возможности использования опыта отечественной теории производительного труда для организации профильного обучения в школе III степени, для профориентации учащихся на личностно ценностные направления трудовой деятельности. Большое внимание в диссертации показано на узость подхода к содержанию производительного труда, на преобладание в бывшей школьной практике утилитарно-материальной продукции за направлениями человек-природа, человек-техника. Производительный труд в его современном понятии характеризуется автором не только сферой материального производства, но и сферой науки (“человек - знаковые системы”), сферой услуг (“человек - человек”), духовной сферой (“человек - художественный образ”). Определены и сформулированы, причины сдерживающие развитие производительного труда в украинских школах советского кремени. Своеобразным предостережением от ошибок для современной национальной школы является имевшая место в прошлом игнорирование традиционной ориентации украинской трудовой школы на профессионализм, национальных вариантов развития школьного производительного труда. Выделены характерные особенности эмпирического опыта производительного труда в 60-70-х годах XX ст. украинской трудовой школы: направленность на профессионализм и профориентацию, преобладание значения художественно-промышленного производительного труда, воспитательная и развивающая функция ремесел, украинских этнических трудовых традиций. Намечены перспективы развития современного производительного труда. С этой целью актуализирован передовой опыт производительного труда общеобразовательных школ отдельных регионов Украины с традиционным художественнопромышленным производством. Отмеченная тенденция к возрастанию украинских национальных традиций в трудовом воспитании, обращении учебных заведений к ценностям материально-художественной культуре, к объединению утилитарных технологий и современных видов дизайна в содержании школьного производительного труда рассматривается как эффективные условия внедрения в практику массовой школы продуктивной педагогической технологии. ua
dc.description.abstract The work is devoted to the main tendencies investigation of the pupils’ productive labour development in the 20-th century. Using a positive experience of the productive labour organization in the 60-70-s in Ukrainian modem comprehensive schools is scientifically substantiated. The personal-centered approach of pupil’s productive labour in Ukrainian schools of the 60-70-s is noticed in author’s schools of V.O. Sukhomlinsky, I.G. Tkachenko, O.A. Zakharenko. The meaning of the term “personal-centered productive labor” has been explained. Social usefulness and personal-centeredness of productive labour have been viewed as interwoven. The great significance of polytechnic approach and projecting, professionalism and professional skills are emphasized. The modern approaches of connecting the productive labour organization in comprehensive schools and professional training centers of certain regions with traditional centers of artistic-industrial production have been picked out. The dissertation emphasizes the tendency of Ukrainian national traditions revival in the labour activities resulting in turning comprehensive schools to material and artistic culture. It has been noticed that utilitarian technologies tend to interact with modern forms of design in the pupil labour activity. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject продуктивна праця ua
dc.subject взаємозв’язок навчання і праці ua
dc.subject політехнізм і проектування ua
dc.subject професіоналізм ua
dc.subject профорієнтація ua
dc.subject производительный труд ua
dc.subject взаимосвязь обучения и труда ua
dc.subject политехнизм и проектирование ua
dc.subject профессионализм ua
dc.subject профориентация ua
dc.subject productive labour ua
dc.subject interconnection of education and labour ua
dc.subject politechnizm and projecting ua
dc.subject professionalism ua
dc.subject professional orientation ua
dc.subject.classification 37(07)(477) 37.035.3 ua
dc.title Продуктивна праця в досвіді шкіл України (60-70-ті роки ХХ століття) ua
dc.title.alternative Производительный труд в опыте школ Украины (60-70-е года XX столетия) ua
dc.title.alternative Productive labour in Ukrainian schools’ organization (60-70-s. XX century) ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу