Дисертаційне дослідження присвячене вивченню психологічних чинників розвитку креативного мислення майбутніх практичних психологів. Надано теоретичний аналіз стану дослідження проблеми креативності та креативного мислення зарубіжними та вітчизняними авторами, у якому узагальнено й систематизовано накопичені в психологічній науці теоретичні положення, емпіричні факти, конструктивні ідеї, напрямки та аспекти її вивчення. Вивчено й систематизовано психологічні особливості та чинники розвитку креативного мислення майбутніх практичних психологів. Досліджено за допомогою відповідних методик такі характеристики креативного мислення: швидкість (продуктивність), гнучкість, оригінальність, розробленість. Вивчено й систематизовано психологічні особливості та чинники (спадкові, особистісні, мотиваційні, середовищні) розвитку креативного мислення майбутніх практичних психологів. Установлено, що психологічними чинниками розвитку креативного мислення є внутрішні: мотиваційно-особистісні (особистісна креативність, внутрішня мотивація, професійно-важливі якості), когнітивно-операційні (інтелектуальний рівень, психологічна компетентність, стиль мислення), та середовище вищого навчального закладу як зовнішній чинник.
Диссертационное исследование посвящено изучению психологических факторов развития креативного мышления будущих практических психологов.
Представлен теоретический анализ исследований проблемы креативности и креативного мышления в работах зарубежных и отечественных авторов, в котором обобщены и систематизированы накопленные в психологической науке теоретические положения, эмпирические факты, конструктивные идеи, направления и аспекты его изучения. Раскрыта суть и содержание психологических понятий «креативность», «креативное мышление» в системе общей, возрастной и педагопгческой психологии на этапе профессионализации в высшем учебном заведении. Исследованы с помощью соответствующих методик следующие характеристики креативного мышления: беглость (продуктивность), гибкость, оригинальность, разработанность. Характеристики креативного мышления изучались в контексте разграниченных при исследовании творческого продукта (оригинальности результатов тестов, беглости их выполнения); творческого процесса (склонности к дивергентному мышлению, степени развития воображения, умения переключаться с одной категории на другую, способности додумывать детали); особенностей творческой личности (динамичности, надситуативной активности, мотивации); внешних условий (способности действовать в ситуациях, где нет четких ориентиров). Изучены и систематизированы психологические особенности и факторы (наследственные, личностные, мотивационные, средовые) развития креативного мышления будущих практических психологов. Установлено, что психологическими факторами, способствующими развитию креативного мышления, являются внутренние: мотивационно-личностные (личностная креативность, внутренняя мотивация, уровень самооценки, коммуникативные, эмпатичные профессионально важные качества) и когнитивно-операционные (интеллектуальный уровень, стиль мышления, компетентность в решении профессиональных задач), а также внешний фактор (среда ученого заведения). Установлено существование корреляционной связи между' характеристиками креативного мышления (беглости, гибкости, разработанности, оригинальности), личностной креативности (воображением, любознательностью, творческим отношением к работе, оригинальностью, интуицией) с внутренней мотивацией, синтетическим (иногда аналитическим) стилем мышления, уровнем интеллектуального развития, компетентностью в решении профессиональных задач, уровнем самооценки, эмпатии, коммуникативных способностей. По разнообразным сочетаниях! беглости, гибкости, оригинальности, разработанности определены типы креативного мышления: продуктивно-синтетический (высокие и средние показатели развития всех характеристик креативного мышления); продуктивно-аналитический (высокие и средние показатели развития гибкости (иногда беглости) и разработанности; продуктивно-информационный (высокие и средние показатели развития беглости (иногда гибкости) и оригинальности); репродуктивно-рецептурный (высокая и средняя беглость мышления при низкой гибкости, оригинальности, разработанности). Разработана профессиограмма практического психолога с креативным мышлением, которая включает в себя: высокий уровень развития гибкости и разработанности мышления, личностную креативность, внутреннюю мотивацию, синтетический стиль мышления, высокий интеллектуальный уровень, компетентность в решении профессиональных задач, эмпатичные и коммуникативные профессиональные способности. В диссертационном исследовании подтвердилась гипотеза о том, что управление процессом целенаправленного развития креативного мышления может осуществляться при условии активизации мотивационно-личностных и когнитивно-операционных факторов путем применения комплексной программы развития креативного мышления.
This scientific research deals with the investigation of psychological factors of development of would-be practical psychologists creative thinking. There is a theoretical analysis of research of creative work's and creative thinking problems what is done by foreign and Ukrainian scientists and also there are theoretical clauses, empirical facts, structural ideas, aspects and tendencies of this research what are systematically accumulate in Psychology. Such aspects of creative thinking as productivity, flexibility, originality, working were investigated with the help of appropriate methods. Psychological peculiarities and factors (hereditary, individual, cognitive, motivated, habitual) of creative, thinking’s development of future practical psychologists. It is defined that psychological factors that assist to development of creative thinking are interior factors. They are individually-motivated (especially individual creative work, inner motivation and professional qualities of personality), cognitive factors (intellectual development, psychological competence, style of thinking) and surrounding of Institute of Higher Education as an exterior factors.