В дисертації здійснюється філософсько-культурологічний аналіз туристичної діяльності в контексті масової культури. Культурний туризм у сфері масової культури - це дещо більше ніж орієнтація на культурні цінності, це усвідомлення своїх власних культурних цінностей в контексті загальносвітових та паритетне, на правах дистанціювання і діалогу культур відстоювання своїх особливостей туристичної діяльності. Мультикультурна реальність технологій туристичної діяльності характеризується як феномен культури постмодернізму, вкорінений у повсякденність. Глобалізаційні тенденції в системі туристичної діяльності визначаються як реалії комунікативних процесів масової культури.
Прослідковується трансформація цінностей у масовій культурі та засоби культивації споживання цінностей культури в туризмі кінця XX - початку XXI століть. Визначаються принципи формування адаптивних стратегій поведінки туриста як певної реальності культуротворення. Культурний туризм у просторі субкультур масової культури розглядається як поле, де в процесі споживання виникають нові значення в залежності від потреб та індивідуального розвитку особистості, і тому туризм як культурна практика може розглядатися як контркультура в масовій культурі. Надається аналіз амбівалентності культурного туризму, який, з одного боку, слугує затвердженню технологій споживання масової культури, а з іншого боку - стає альтернативою нівеляції цінностей культури.
В диссертации осуществляется философско-культурологический анализ туристической деятельности в контексте глобализационных процессов современности. Определяется категория «культурный туризм» как эпицентр презентации технологий массовой культуры. «Рефлексия туриста», согласно Д.Урри, побуждает к формированию институализации феноменов культуры, которые становятся составляющей культурного туризма. Легитимация психологии туриста становится психологией массовой культуры и определяется такими категориями, как «взгляд туриста», «мобильный взгляд», «чувственные ландшафты». В диссертации эти категории интерпретируются в рамках категориального пространства диалога культур и глобализационных процессов. Характеризуются формы идентичности «мобильного» мира туризма и мира культуры, которые нуждаются в специфическом культурологическом анализе, ориентированном на синтетическое видение туристической деятельности, культурных ценностей, ценностей рецепции туриста, психологии туристического поведения, традиций путешествия и др. Мультикультурная реальность технологий туристической деятельности характеризуется как феномен культуры постмодернизма. Глобализационные тенденции в системе туристической деятельности определяются как реалии коммуникативных процессов массовой культуры. Прослеживается трансформация ценностей в массовой культуре конца XX - начала XXI веков и способов культивации потребления ценностей культуры в туризме. Туризм как практика культуры в целом, туризм в рамках острых трансформаций настоящего времени - это культурные ценности, которые определяются как ценности потребления культурных продуктов, турпродукта. Потребление ценностей осуществляется в конкретных практиках и конкретных реалиях массовой культуры: масс-медиа, дизайне, рекламе, менеджменте. Определяются принципы формирования адаптивных стратегий поведения туриста как реальности культуротворчества. Селекция информации, селекция потребления в целом, как и потребление услуг, - достаточно развита. Поглощение потребностей - это новая терминология, которая свидетельствует о том, что потребность может быть актуализированной, а может быть редуцированной и устраняться из горизонта ценностей туризма. Если эта потребность приобретает приоритетные признаки ценностей именно рекреационной потребности, она начинает потребляться именно в виде услуги. Если она редуцирована, устраняется из пространства туристической деятельности, то она не замечается как потребность. То есть услуга, потребность, дестинация как ценности культуры трансформируются в сложном измерении современного культурного туризма. Развивается глобальная сфера экономики туризма, ее конкурентная действенность связана с разными аспектами, разными факторами и, прежде всего, с селекцией потребителей, определением того контингента, который может потреблять тот или иной тип услуг. Культурный туризм может выступать антитезой массовой культуры в целом, если он формируется как культурная практика и находится в контексте альтернативных технологий, альтернативных контркультур, которые в массовой культуре противопоставляют себя потребительским стратегиям и нивелирующим явлениям маскульта. Обычный культурный туризм может стать одним из источников обогащения культурного потенциала, в том числе и массовой культуры, источником определения в ней тех ресурсов, которые нивелируют и в определенной мере трансформируют культуру. Попадая в пространство глобальных технологий, все больше и больше изменяется психология человека, которая пытается освободиться от стереотипов массового сознания и погрузиться в локальные традиции субэтносов тех культур, с которым она идентифицирует себя. Маргинализация становится признаком эпохи. В конечном итоге, появляется массовая аудитория той общности людей, которые пытаются создать культурные ценности и создать не пассивное восприятие и потребление, а в определенной мере стремятся предпринять действия против психологии тотального потребления.
Philosophic and cultural analysis of tourist activity within mass culture is carried out in the thesis. Cultural tourism within mass culture is more than orientation on cultural values, it is the understanding of peculiar cultural values within the context of generally accepted ones, confirmation of tourist activity peculiarities. Multicultural reality of technologies of tourist activity is characterized as phenomenon of postmodernism culture. Tendencies of globalism in the system of tourist activity are defined as realias of mass culture communicative processes. Transformation of values in mass culture of the end of XX-the beginning of XXI centuries and means of values of culture consumption in tourism are traced. Principles of formation of adaptive strategies of tourist behavior as definite reality are determined. Cultural tourism within subcultures of mass culture is considered as some space in which new meanings appear in the process of consumption, depending on personality’s requirements and individual development. The analysis of ambitendency of cultural tourism is given, which on the one hand is a statement of technologies of mass culture consumption, and from the other hand becomes the alternative to values of culture neutralizing.