Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Концептуальні засади трансформації територіальної організації влади України: регіональний та місцевий рівні

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Малиновський, Валентин Ярославович
dc.date.accessioned 2020-07-30T08:19:35Z
dc.date.available 2020-07-30T08:19:35Z
dc.date.issued 2011
dc.identifier.citation Малиновський, Валентин Ярославович. Концептуальні засади трансформації територіальної організації влади України : регіональний та місцевий рівні : автореферат дис. ... докт. політ. наук : 23.00.02 - політичні інститути та процеси / Малиновський Валентин Ярославович ; [наук. консультант Головатий Микола Федорович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова, Волинський держ. ун-т ім. Л. Українки. - Київ, 2011. - 36 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30596
dc.description.abstract У дисертації розроблено концептуальні засади трансформації ТОВ в Україні на регіональному та місцевому рівнях. Проведено політологічний аналіз просторової організації публічної влади з виявленням особливостей територіального устрою та публічної адміністрації з актуалізацією проблем їх сучасного стану. З метою адаптації зарубіжного досвіду в процес національної трансформації здійснено аналіз просторово-політичних моделей схожих за основними параметрами до України країн ЄС. Виходячи із національних традицій та міжнародного досвіду, фундаментальних засад модернізації ролі, функцій держави в умовах перехідного періоду й становлення громадянського суспільства сформульовано висновки та рекомендації щодо напрямів і параметрів політико-просторової трансформації (територіального устрою та системи органів публічної влади) на регіональному й місцевому рівнях. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена исследованию теоретико-методологических основ трансформации территориальной организации власти Украины на региональном и местном уровнях. Отмечается, что территориально-политическая проблематика является центральной в политическом управлении, исходя из того, что территориальное устройство и система публичной администрации на местах являются определяющими в политической системе современного государства. Вместе с тем её исследование до сих пор не было выделено в отдельное направление в рамках политической науки. Предложенное исследование стало одной из первых в отечественной политической науке попыткой комплексного исследования теоретических и практических основ территориальной организации публичной власти Украины. В диссертации осуществлен критический обзор научной литературы по проблеме, сделано научное осмысление, определение основных категорий исследования. Отмечается, что проблематика реформирования административно-территориального устройства и системы местных, региональных органов публичной власти сегодня является одной из наиболее сложных и дискуссионных как среди ученых, так и в обществе, а в политической среде - наиболее острой. Проведенный в диссертации территориально-политический анаїиз с использованием исторического метода, показал особенности и недостатки как территориального устройства, так и системы публичной власти регионального и местного уровней. В комплексе проанализированы пространственно-политические модели промежуточного уровня государств ВС (Великобритании, Германии, Испании, Италии, Польши, Франции), близких за основными параметрами к Украине, и выделены концепты, которые могут быть использованы в процессе национальной трансформации. На основе проведённого компаративного анализа соответствия отечественной конституционной системы территориальной организации власти стандартам и принципам Совета Еізропьі сформулированы теоретические и практические выводы, положения, рекомендации и предложения, которые имеют научную новизну, а их внедрение даст возможность существенно улучшить публичное управление на всех территориальных уровнях. В частности, одним из наиболее важных направлений реформирования политической системы является трансформация территориальной организации власти из централизованной модели в самоорганизующуюся с сохранением унитарной формы государственного устройства и возвращением парламентско-президентской формы государственного правления. Обосновано, что основным методологическим концептом политической децентрализации в контексте современного состояния общественного развития, что предусматривает смещение центра внимания системы управления с центрального уровня на региональный и местный, есть перераспределение публичных заданий и функций на тот уровень публичной власти, который в состоянии исполнять их должным образом. Такое разграничение полномочий должно осуществляться на основе принципа дополняемости, а не доминирования одной системы публичной власти над другой. Эго предусматривает передачу существенных полномочий от местных органов исполнительной власти к органам местного самоуправления с одновременным усовершенствованием системы государственного контроля за решениями органов муниципальной власти. Такой поход будет сопутствовать утверждению в украинском обществе философии персоноцентризма - приоритета прав и свобод человека как наивысшей социальной ценности, формирования уважения к человеку во всех институтах публичной власти, вовлечения граждан в процесс непосредственной разработки и реализации локальной политики. Сформулирован комплексный подход реформирования политического просгрансгва на всех уровнях административно-территориального деления с внедрением новых административно-территориальных единиц: “громада", “повит", “земля”. Предложены инновационные идеи трансформирования политических институтов местной власти, основным субъектом которой должна стать “громада” - надёжный фундамент народовластия. Обоснована принципиально новая модель публичной администрации на трёх уровнях публичного управления (региональном, субрегиональном, первичном) в контексте европейской модели “good governance” - неотъемлемого элемента демократического политического режима, с внедрением принципиально новых для Украины политических институтов — регионального самоуправления и института префектов. Доказано, что трансформация политико-административной составляющей территориальной организации власти (публичной администрации) без соответствующей (параллельной) пространственной трансформации (территориального устройства) не достигнет ожидаемого результата, так же как и реформирование центральных органов исполнительной власти, без структурно-функциональной трансформации системы публичной власти на региональном и местном уровнях. Промедление с проведением трансформационных мероприятий может привести к последующему усилению негативных процессов: депрессивности проблемных территорий, деградации сельской местное, депопуляции населения (особенно сельского), диспропорций в жизненном уровне гражданина в зависимости от его места жительства (столица - мегаполис - областной центр - райцентр - посёлок - село), приостановке динамики развития гражданского общества и другим деформациям государственного развития Украины. ua
dc.description.abstract In dissertation conceptual principles of transformation of territorial organization of power are developed in Ukraine on regional and local levels. The analysis of the systems of territorial organization of power is conducted with the exposure of features of the territorial mode and system of public administration with actualization of problems them the modern state. With the purpose of adaptation of foreign experience in the process of national transformation, the analysis of models of organization of public power of the nearest is carried out after basic parameters to Ukraine of countries of European Union. Going out from national traditions and foreign experience, fundamental principles of modernization of role, functions of the state in the conditions of transitional period and becoming of civil society, conclusions and recommendations are formulated in relation to directions and parameters of transformation of the territorial mode and system of organs of public power on regional and local levels. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject територіальна організація влади ua
dc.subject політичний простір ua
dc.subject державний устрій ua
dc.subject політико-просторова трансформація ua
dc.subject виконавча влада ua
dc.subject місцеві вибори ua
dc.subject публічна адміністрація ua
dc.subject місцеве самоврядування ua
dc.subject регіональне самоврядування ua
dc.subject территориальная организация власти ua
dc.subject политическое пространство ua
dc.subject государственное устройство ua
dc.subject политико-пространственная трансформация ua
dc.subject исполнительная власть ua
dc.subject местные выборы ua
dc.subject публичная администрация ua
dc.subject местное самоуправление ua
dc.subject региональное самоуправление ua
dc.subject territorial organization of power ua
dc.subject political space ua
dc.subject state system ua
dc.subject political and spatial transformation ua
dc.subject executive power ua
dc.subject local elections ua
dc.subject public administration ua
dc.subject local self-government ua
dc.subject regional self-government ua
dc.subject.classification 321.01(477) ua
dc.title Концептуальні засади трансформації територіальної організації влади України: регіональний та місцевий рівні ua
dc.title.alternative Концептуальные основы трансформировании территориальной организации власти Украины : региональный и местный уровни ua
dc.title.alternative Conceptual principles of transformation of territorial organization of power of Ukraine: regional and local levels ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу