У дисертаційному дослідженні розглянуто проблему формування вокального слуху майбутніх учителів музики. Визначено, що специфіка вокального слуху полягає в тому, що вокальний слух - це особливий вид музичного слуху, який включає звуковисотний, динамічний, тембровий, ритмічний слух, а також барорецепцію і вокально-тілесну схему. Розроблено цілісну структуру формування вокального слуху студентів у взаємозв’язку наступних компонентів: мотиваційно-ціннісного, акустичнофізіологічного, творчо-виконавського, обґрунтовано їх критерії та показники, виявлено педагогічні умови ефективного формування вокального слуху майбутніх учителів музики. У результаті експериментального дослідження встановлено етапи формування вокального слуху майбутніх учителів музики, а саме: аналітико-регулятивний, технологічно-пошуковий, діяльнісно-результативний, що забезпечували реалізацію мети та експериментальних завдань відповідно до логіки формування у студентів означеного феномену в процесі занять з постановки голосу. Ефективність формування вокального слуху майбутніх учителів музики підтверджена даними теоретико-методичного осмислення даного феномену та результатами експериментального дослідження.
В диссертации рассматриваются вопросы формирования вокального слуха будущего учителя музыки, который играет большое значение в исполнительской деятельности, ведь он связан с восприятием тонких изменений отдельных качеств, свойств звука, и как правило, по точности интонирования, остроте различения тембровых и других оттенков преобладает в этом виде работы.Сущность вокального слуха заключается не только в активном восприятии звуков, но и в соучастии в процессе звукообразования, в умении осознать и воссоздать принцип образования вокальных звуков. Показателем правильного использования вокального слуха в исполнительской деятельности является способность к оцениванию качества собственной фонации и умение ее менять. Вокальный слух - это особый вид музыкального слуха, который включает звуковысотный, динамичный, тембровый, ритмический слух, а также барорецепцию и вокально-телесную схему. Барорецепцию Ю. Юцевич определяет как способность посредством нервных волокон «чувствовать звуковое давление!) при фонации, а вокально-телесную схему, научно обоснованную Р. Юссоном. как комплекс мышечно-вибрационных ощущений, возникающих у певца во время фонации. Обоснование теоретико-методических основ вокального слуха будущего учителя музыки позволило раскрыть своеобразие этого феномена и охарактеризовать основные понятия категориально-понятийного аппарата в контексте личностно-ориентированного, деятельностного и интегративного подходов. Выяснение сущности, специфики и характерных свойств развития вокального слуха будущего учителя музыки позволило создать авторское определение указанного феномена. Вокальный слух целесообразно рассматривать в качестве интегрированного психофизиологического свойства, которое позволяет направлять учителя музыки к осознанному управлению певческим процессом в целях творческого и профессионального вокального воспроизведения художественного образа музыкального произведения путем привлечения эмоционально интегрированного единства слуховых и двигательных образов, позволяющих формировать четкие представления в процессе последовательно организованной певческой деятельности. Уместно указать на интеллектуальную природу формирования этого феномена, опираясь на значение мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения звуковых сигналов, воспринимаемых органами слуха, и звуковых сигналов, воспроизводимых в процессе зонального исполнения, на основе обратной связи. Вокальный слух как форма развитой музыкально-вокальной культуры слуха будущего учителя музыки и способность воспринимать, анализировать все ощущения звучания певческого голоса, его технические и художественные возможности, имеет сложную структуру, ее важными составляющими нами определена взаимосвязь следующих компонентов: мотивационно-ценностного. акустически-физиологического. творческо-исполнительского. Определение критериев и показателей, характеризующих уровень развития вокального слуха будущего учителя музыки предусматривал изучение как внешних (объективно-предметных), так и внутренних (субъективно-личностных) аспектов певческой деятельности. Согласно структурным компонентам нами были разработаны критерии оценки и показатели сформированное вокального слуха будущих учителей музыки. В процессе опытно-экспериментальной работы по формированию вокального слуха будущего учителя музики были систематизированы и обобщены результаты педагогических экспериментов (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), приведены результаты проверки эффективности методики формирования выделенного феномена. В проведении констатирующего эксперимента, который состоял в количественном и качественном анализе сформированности вокального слуха студентов, была использована комплексная методика, которая включала беседы, педагогические наблюдения, опрос (письменный и устный), анкетирование, тестирование, рейтинг, интервьюирование, применение блоков диагностических и творческих заданий, анализ практической работы будущих учителей музыки, метод экспертных оценок и самооценки. Констатирующий эксперимент позволил подтвердить, что развитие вокального слуха будущих учителей музыки, в основном, не соответствует указанным требованиям. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента было определено содержание и охарактеризованы низкий, средний и высокий уровни сформированное™ вокального слуха будущего учителя музыки. Методика формирования вокального слуха студентов состояла из аналитико регулятивного, технологично-поискового, деятельно-результативного этапов. Сравнительная характеристика полученных экспериментальных данных на основе количественных и качественных показателей убедила в том, что внедренная поэтапная методика формирования вокального слуха будущего учителя музыки обеспечивает результативность этого процесса в условиях музыкально-педагогического образования.
In the dissertation the problem of formation of future teachers of hearing vocal music. Determined that the specific vocal hearing is that the vocal ear - a special kind of musical ear, which includes tone-, dynamic, timbre, rhythmic ear and baroretseptsiyu and vocal and bodily scheme. A coherent structure formation vocal hearing students in the relationship following components: motivational value, acoustic, physiological, creative performing, substantiated criteria and indicators have been found effective pedagogical conditions of formation of future teachers of hearing vocal music. As a result of experimental investigation established stages of formation of vocal hearing future music teachers, namely, analytical and regulatory, technological and search, Activity-effective, provided that the objectives and experimental tasks in accordance with the logic of forming definite phenomenon of students in the classes in voice production. Efficiency of formation of future teachers of vocal music hearing confirmed by theoretical and conceptual understanding of this phenomenon and the results of experimental studies.