The thesis contains the results of theoretical and experimental research on the integration of technical and technological knowledge and skills about production and processing of structural materials future teachers o f labor studies. The author analyzes the current state of the problem, clarifies definitions of "technical and technological knowledge", "technical and technological skills." Approaches to the formation and structuring of learning material subject "Production and processing o f structural materials," the level of mastering the technical and technological knowledge and of skills of students. Developed and implemented the learning process of university model and methodology for integration of technical and technological knowledge and skills and experimentally tested their effect on training future teachers of labor studies.
Дисертація містить результати теоретико-експериментального дослідження проблеми інтеграції техніко-технологічних знань і умінь про виробництво й обробку конструкційних матеріалів майбутніх учителів трудового навчання. Автором проаналізовано сучасний стан проблеми, уточнено визначення понять “техніко-технологічне знання”, “техніко-технологічне уміння”. Обгрунтовано підходи до формування та структурування навчального матеріалу дисципліни “ Виробництво іі обробка конструкційних матеріалів”, рівні засвоєння знань та сформованості умінь студентів. Розроблено і впроваджено у навчальний процес ВНЗ модель і методику інтеграції техніко-технологічних знань і умінь та експериментально перевірено їх вплив на рівень професійної підготовки майбутніх учителів трудового навчання.
Диссертация содержит результаты теоретико-экспериментального
исследования проблемы интеграции технико-технологических знаний и умений о
производстве и обработке конструкционных материалов будущих учителей
трудового обучения. Проанализировано нынешнее состояние проблемы,
уточнено определение понятий “технико-технологическое знание”, “технико-технологическое умение” .
Проведен анализ исследуемых базовых подходов к разработке учебных
программ по курсам “ Материаловедение”, “Технология конструкционных
материалов”, “Обработка материалов”, “Основы производства” по разным
профилям подготовки специалистов сферы материального производства в
различных типах учебных заведений, используя наиболее целесообразные для
создания данной интегрированной дисциплины. Разработано и внедрено в работу
высших учебных заведений: модель интеграции технико-технологических знаний и умении студентов педагогических вузов, элементами которой являются логически завершённые блоки знаний; алгоритм разработки и дидактические принципы построения содержания учебной дисциплины (логико-научная и профессиональная
обусловленность содержания, информационная емкость и прогностическая
ценность, конструктивно-практическая ценность, интегративно-модульный
подход); методика формирования у будущих учителей знаний и умений по
направлению подготовки “Технологическое образование” на основе интеграции.
Обоснованно уровни усвоения технико-технологических знаний (прикладной,
фундаментальный, понятийный) и уровни сформированное умений
(репродуктивный, эвристический, творческий) по производству и обработки
конструкционных материалов будущих учителей трудового обучения.
Предложена методика реализации интеграции технико-технологических
знаний и умений в процессе изучения учебной дисциплины “ Производство и
обработка конструкционных материалов” в высших учебных заведениях, и
экспериментально проверено ее влияние на уровень профессиональной подготовки будущих учителей трудового обучения.
Проведённая экспериментальная проверка подтверждает явные
преимущества учебной дисциплины “ Производство и обработка
конструкционных материалов” над традиционной системою преподавания
технических дисциплин. Об этом свидетельствует позитивная динамика
усвоения знаний и сформированное™ умений в экспериментальных группах
студентов.