Dissertation research is devoted the issue of the day' of modern theory and practice - forming of vivid presentations of students of teens in the system of initial artistic link of education. Certainly structural components of forming of vivid presentations of teenagers (emotionally motivational, kognitivno-analytical, tvorche-diyal’nisniy and interpretation-communicative) of. It is developed and inculcated in educational educate process, which is the certain system, which foresees the stage-by-stage method of forming of vivid presentations of teenagers determination of purpose, tasks, complex of vzacmodopovnyuyuchikh methods and receptions which Ere instrumental in the decision of taste of forming of vivid presentations of teenagers in the process of musically performance to activity.
Дисертаційне дослідження присвячене актуальній проблемі сучасної теорії та практики - формуванню музично-образних уявлень учнів підліткового віку в системі початкової мистецької ланки освіти. Подано аналіз базових понять дослідження та висвітлено їх сутність. Визначено структурні компоненти формування музично-образних уявлень підлітків (емоційномотиваційний, когнітивно-аналітичннй, творчо-діяльнісний та інтерпретаційнокомунікативний). Вперше сформульовано та обґрунтовано критерії, показники, рівні сформованості музично-образних уявлень підлітків. Розроблено та впроваджено в навчально-виховний процес поетапну методику формування музично-образних уявлень підлітків, яка є певною системою, що передбачає визначення мети, завдань, комплексу взаємодоповнюючих методів і прийомів, що сприяють вирішенню завдань формування музично-образних уявлень підлітків у процесі виконавської діяльності.
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме
современной теории и практики - формированию образных представлений
учеников подросткового возраста в системе начального художественного звена
образования. В работе анализируются философско-эстетические,
психологические, музыковедческие и педагогические взгляды на проблему
формирования музыкально-образных представлений подростков. Подан анализ
базовых понятий исследования и отражена их сущность. Музыкальнообразные представления рассматриваются как личностные динамические
образования, которые вызваны к жизни обобщенным художественным образом
музыкального произведения и составляют его чувственную ткань. Изменяясь и совершенствуясь в процессе исполнительской деятельности, они служат
источником музыкально личностных смыслов подростков. Одной из базовых
характеристик музыкально-образных представлений есть их сенсорная
модальность, характеризующая отношение вторичного образа к определенному
внешнему стимулу, который воспринимается соответствующим анализатором.
Восприятию целостного образа способствуют полимодапьные музыкальнообразные представления, которые воспроизводятся в сознании подростка
благодаря единству ощущений разных модальностей. Полимодапьный подход в
музыкальном образовании позволяет педагогу и ученику находить в музыке
образы, близкие их образной сфере, делает знания и умения, которые
транслируются учителем, понятными ученику с разными индивидуальными
особенностями представлений.
В исследовании определенны основные компоненты музыкальнообразных представлений подростков: эмоционально-мотивационный,
когнитивно-аналитический, творчески-деятельный и интерпретационнокоммуникативный. Одной из современных форм работы внешкольного
художественного заведения есть детский театр песни — организация
подростков, которая охватывает все виды вокально-хоровой исполнительской
деятельности, в которой подросток учится определять и развивать свои
музыкальные интересы, общую направленность собственного жизненного пути.
Соответственно структурным компонентам музыкально-образных
представлений были разработаны критерии их сформированности, а именно:
степень сформированности стойких эмоциональных реакций после восприятия
произведений вокально-хоровой музыки; мера яркости слуховых образов и
средств их воплощения в интерпретации через педагогическое руководство;
степень развитой доминирующей сенсорной модальности музыкально-образной
сферы; способность к самостоятельному созданию интерпретации и
выразительному сценическому воплощению музыкально-образных
представлений в процессе исполнительской деятельности. Согласно
разработанным критериям было определено три уровня сформированности
музыкально-образных представлений подростков: высокий, средний, низкий.
Разработанная в процессе исследования методика формирования
музыкально-образных представлений подростков в процессе исполнительской
деятельности является системой, которая включает определение цели, задании,
комплекс методов, приемов и форм привлечения подростков в учебу и
развитие. В целом исследование подтвердило, что предложенная методика
способствует усовершенствованию учебного процесса, становится крепкой
подпочвой художественно полноценного постижения и интерпретации
музыкальных образов, существенно расширяя творческую самостоятельность
школьников.