У статті розкриваються актуальні проблеми розвитку вищої освіти України в умовах реформаційних процесів та впливу глобалізації та інтернаціоналізації на освітню сферу; зосереджується увага на висвітленні питання стандартів вищої освіти, їх узгодження з Європейськими стандартами і рекомендаціями, Законом України “Про вищу освіту” і Національною рамкою кваліфікацій; аналізується питання розроблення й реалізації Національного рейтингу університетів в контексті глобалізації освітнього процесу. Це має важливе значення для реалізації призначення вищої школи – забезпечити освітньо-професійні потреби, світогляд, багатство властивостей та інтересів кожної людини, а відтак – визначити стратегічні пріоритети життєзабезпечення українського суспільства, його прогрес і розбудову в ХХІ столітті.
Сьогодні освіта перетворюється в один з головних напрямів поступального соціокультурного розвитку суспільства, в якому їй відводиться роль каталізатора розумового просування людства в інформаційну добу третього тисячоліття. Цінність такого підходу полягає в тому, що він дає змогу на основі формування якісно нової картини світу усвідомити напрям і зміст нового етапу в розвитку людини і суспільства. Йдеться про саморозгортання планетарного соціального світу, в якому людина перетворюється на головного замовника, об’єкта і виконавця освітнього процесу і, відповідно, має набути властивостей планетарної особистості.
В статье раскрываются актуальные проблемы развития высшего образования Украины в условиях реформационных процессов и влияния глобализации и интернационализации на образовательную сферу; сосредотачивается внимание на освещении вопроса стандартов высшего образования, их согласования с европейскими стандартами и рекомендациями, Законом Украины “О высшем образовании” и Национальной рамкой квалификаций; анализируется вопрос разработки и реализации Национального рейтинга университетов в контексте глобализации образовательного процесса. Это имеет важное значение для реализации назначения высшей школы – обеспечить образовательно-профессиональные потребности, мировоззрение, богатство свойств и интересов каждого человека, а затем – определить стратегические приоритеты жизнеобеспечения украинского общества, его прогресс и развитие в ХХІ столетии. Сегодня образование превращается в один из главных направлений поступательного социокультурного развития общества, в котором ему отводится роль катализатора умственного продвижения человечества в информационное время третьего тысячелетия. Ценность такого подхода заключается в том, что он дает возможность на основе формирования качественно новой картины мира осознать направление и содержание нового этапа в развитии человека и общества. Речь идет о саморазвертывании планетарного социального мира, в котором человек превращается в главного заказчика, объекта и исполнителя образовательного процесса и, соответственно, должен приобрести свойства планетарной личности.
The article reveals the actual problems of the development of higher education in Ukraine in the conditions of the reform processes and the impact of globalization and internationalization on the educational sphere; focuses on highlighting issues of higher education standards, their compatibility with European standards and recommendations, the Law of Ukraine “On Education” and the National Qualifications Framework; the issue of the development and implementation of the National University Ratings in the context of the globalization of the educational process is analyzed. It is important for the realization of the purpose of higher education - to provide educational and professional needs, outlook, wealth of properties and interests of each person, and therefore - to determine the strategic priorities of life support of Ukrainian society, its progress and development in the 21st century. Today, education is becoming one of the main directions of the progressive socio-cultural development of society, in which it is given the role of a catalyst for the mental advancement of humanity in the third millennium information day. The value of this approach lies in the fact that it enables the formation of a qualitatively new picture of the world to realize the direction and content of a new stage in the development of man and society. It is about the self-unfolding of the planetary social world, in which a person becomes the main customer, object and performer of the educational process and, accordingly, must acquire the properties of a planetary personality.