Стаття присвячена аналізу багатогранної діяльності М. Колесси – одного з найвидатніших українських музикантів ХХ століття – композитора, диригента, педагога, просвітителя. Музичний доробок композитора досліджується з огляду на події його життя, а також крізь призму соціально-культурного фону, який супроводжував його діяльність протягом багатьох років. Окреслюються основні напрямки впровадження у навчальний процес фахової підготовки студентів музичної спадщини М. Колесси, а також його педагогічної системи виховання диригента. Вивчати композиторський доробок М. Колесси варто з позицій професійного осмислення народної творчості, поєднання народно-пісенної традиції з сучасними стильовими експериментами. Розкрито педагогічний потенціал інструментальних творів композитора, окреслено методичні прийоми їх опрацювання. У статті представлено постать М. Колесси у контексті вітчизняної виконавсько-хорової традиції, а також оперно-симфонічної практики. Проаналізовано педагогічні принципи М. Колесси як засновника власної диригентської школи. Методичні засади використання педагогічного доробку композитора розкрито як через вивчення його теоретичних праць та підручників, так і шляхом осмислення власного досвіду спілкування. Творче переосмислення М. Колессою українського фольклору яскраво проявилося у його фортепіанному доробку, який став окрасою навчального й концертного репертуару майбутніх музикантів-педагогів. Самобутній спосіб мислення композитора та оригінальність його жанрово-стилістичних прийомів характерні для фортепіанних прелюдів, написаних в різні часи. Принцип універсальності диригентської підготовки, висловлений М. Колессою, відкриває для диригентів-хоровиків нові можливості щодо розширення кола власних професійних можливостей на ниві оркестрового диригування, а навчальним закладам музично-педагогічного профілю дає змогу сміливо впроваджувати нову кваліфікацію диригента симфонічного оркестру у підготовку магістрантів.
Статья посвящена анализу многогранной деятельности Н. Колессы – одного из выдающихся украинских музыкантов ХХ века – композитора, дирижера, педагога, просветителя. Музыкальное наследие композитора исследуется с учётом событий его жизни, а также сквозь призму социально-культурного фона, который сопровождал его деятельность на протяжении многих лет. Определяются основные направления внедрения в учебный процесс профессиональной подготовки студентов музыкального наследия Н. Колессы, а также его педагогической системы воспитания дирижера. Изучать композиторское наследие Н. Колессы стоит с позиций профессионального осмысления народного творчества, сочетания народно-песенной традиции с современными стилевыми экспериментами. Раскрыт педагогический потенциал инструментальных произведений композитора, определены методические приемы их изучения.
В статье фигура Н. Колессы представлена в контексте отечественной исполнительско-хоровой традиции, а также оперно-симфонической практики. Проанализированы педагогические принципы М. Колессы как основателя собственной дирижерской школы. Методические основы использования педагогического наследия композитора раскрыты как через изучение его теоретических трудов и учебников, так и путем осмысления собственного опыта общения. Творческое переосмысление М. Колессой украинского фольклора ярко проявилось в его фортепианном наследии, который стал украшением учебного и концертного репертуара будущих музыкантов-педагогов. Самобытный образ мышления композитора и оригинальность его жанрово-стилистических приемов характерны для фортепианных прелюдий, написанных в разные времена. Принцип универсальности дирижерской подготовки, высказанный Н. Колессою, открывает для дирижеров-хоровиков новые возможности по расширению круга собственных профессиональных возможностей на ниве оркестрового дирижирования, а учебным заведениям музыкально-педагогического профиля позволяет смело внедрять новую квалификацию дирижера симфонического оркестра в подготовку магистрантов.
The article is devoted to the analysis of the many-sided activities of N. Kolesa – one of the outstanding Ukrainian musicians of the twentieth century – a composer, conductor, educator of the educator. The musical heritage of the composer is explored taking into account the events of his life, as well as through the prism of the socio-cultural background, which accompanied his activities for many years. The main directions of introduction of the musical heritage of N. Kolessa’s students into the educational process, as well as its pedagogical educational system of the conductor, are determined. To study the composer’s legacy of N. Kolessa stands from the standpoint of professional understanding of folk art, combining the folk-song tradition with modern stylistic experiments. The pedagogical repertoire, including instrumental works of the composer, is revealed, the methodical methods of their study are defined. In the article, the figure of N. Kolessa is presented in the context of the national performing-choral tradition, as well as opera-symphonic practice. The pedagogical principles of M. Kolessa as the founder of his own conducting school are analyzed. The methodological foundations of the use of the composer’s pedagogical heritage are revealed both through the study of his theoretical works and textbooks, as well as through the comprehension of his own experience.
The creative rethinking of Ukrainian folklore by M. Kolesa was clearly manifested in his piano heritage, which became the decoration of the educational and concert repertoire of future musicians and teachers. The composer's original way of thinking and the originality of his genre-stylistic devices are characteristic of piano preludes written at different times. The principle of universality of conductor training, expressed by N. Colessus, opens up new opportunities for choir conductors to expand the range of their own professional capabilities in the field of orchestral conducting, and musical and pedagogical institutions can boldly introduce the new qualification of a symphony orchestra conductor in the training of undergraduates.