Статтю присвячено розкриттю сучасних ідей, вимог, пріоритетів та позицій науковців у порівняльному аспекті щодо перспектив розвитку вищої освіти України та її інтеграції в європейський освітній простір. Акцентується увага на питанні вивчення й упровадження в діяльність вітчизняних ЗВО європейського досвіду вищої освіти та досягнень світових університетів, враховуючи автономію, академічну мобільність і академічні свободи. Окреслюються шляхи забезпечення якості вищої освіти та якості освітньої діяльності ЗВО в умовах суспільних змін. Зроблено порівняльний аналіз ідей, вимог, пріоритетів, наукових позицій щодо перспектив та шляхів розвитку вищої освіти України в період реформаційних освітніх перетворень; акцентування тих аспектів, які пов’язані з вивченням і впровадженням європейського досвіду вищої освіти на засадах цілей і завдань Болонського процесу та досягнень університетів світового рівня; розкриття питань забезпечення системи якості вищої освіти та якості освітньої діяльності ЗВО, впровадження автономії, академічної мобільності та академічних свобод; висвітлення змін, що відбуваються в міжнародному і національному освітньому просторі на сучасному етапі його розвитку та знаходять своє відображення в нормативно-правових документах.
Закцентувано увагу на розв’язанні одного з важливіших завдань розвитку вищої освіти на сучасному етапі реформування й модернізації освітньої галузі, а саме: створення цілісної системи забезпечення якості вищої освіти України та успішну реалізацію її складових в контексті сучасних освітніх змін та впливів, базуючись на стратегічних цілях і завданнях вищої освіти. Науковій і освітянській спільноті важливо виконати далекоглядну суспільну місію – зберегти кращі надбання і здобутки української вищої школи та попередити втрату національної ідеї освіти, зміст якої полягає в збереженні і примноженні національних освітніх традицій.
Статья посвящена раскрытию современных идей, требований, приоритетов и позиций ученых в сравнительном аспекте относительно перспектив развития высшего образования Украины и его интеграции в европейское образовательное пространство, учитывая автономию, академическую мобильность и академические свободы. Акцентируется внимание на вопросе изучения и внедрения в деятельность отечественных УВО европейского опыта высшего образования и достижений мировых университетов. Определяются пути обеспечения качества высшего образования и качества образовательной деятельности УВО в условиях общественных изменений. Сделан сравнительный анализ идей, требований, приоритетов, научных позиций относительно перспектив и путей развития высшего образования в Украине в период реформационных образовательных преобразований; акцентирование тех аспектов, которые связаны с изучением и внедрением европейского опыта высшего образования на основе целей и задач Болонского процесса и достижений университетов мирового уровня; освещены вопросы обеспечения системы качества высшего образования и качества образовательной деятельности УВО, внедрение автономии, академической мобильности и академических свобод; освещены изменения, происходящие в международном и национальном образовательном пространстве на современном этапе его развития, которые находят свое отражение в нормативно-правовых документах.
Акцентировано внимание на решении одной из важнейших задач развития высшего образования на современном этапе реформирования и модернизации образовательной отрасли, а именно: создание целостной системы обеспечения качества высшего образования Украины и успешной реализации ее составляющих в контексте современных образовательных изменений и воздействий, базируясь на стратегических целях и задачах высшего образования. Научной и образовательной общественности важно выполнить дальновидную общественную миссию – сохранить лучшие достижения украинской высшей школы и предупредить потерю национальной идеи образования, содержание которой заключается в сохранении и приумножении национальных образовательных традиций.
The article is devoted to the disclosure of modern ideas, requirements, priorities and positions of scientists in the comparative aspect regarding the prospects for the development of higher education in Ukraine and its integration into the European educational space. The focus is on the study and implementation of European higher education experience and the achievements of world universities in the activities of domestic IHEs, taking into account autonomy, academic mobility and academic freedom. The ways of ensuring the quality of higher education and the quality of educational activities of IHEs in the conditions of social changes are outlined. A comparative analysis of ideas, requirements, priorities, scientific positions regarding the prospects and development paths of higher education in Ukraine during the period of reformation educational transformations is made; emphasis on those aspects related to the study and implementation of the European experience of higher education based on the goals and objectives of the Bologna process and the achievements of world-class universities; the issues of ensuring the quality system of higher education and the quality of educational activities of SVR, the introduction of autonomy, academic mobility and academic freedom are highlighted; highlights the changes taking place in the international and national educational space at the present stage of its development, which are reflected in regulatory documents.
Attention is focused on solving one of the most important tasks of the development of higher education at the modern stage of reforming and modernizing the educational sector, namely: creating an integrated system for ensuring the quality of higher education in Ukraine and the successful implementation of its components in the context of modern educational changes and influences, based on strategic goals and objectives higher education. It is important for the scientific and educational community to fulfill a far-sighted public mission - to preserve the best achievements of Ukrainian higher education and prevent the loss of the national idea of education, the content of which is to preserve and enhance national educational traditions.