У статті охарактеризовано потреби та вимоги до фармацевтичної освіти в Україні; проаналізовано актуальні проблеми забезпечення європейських стандартів фармацевтичної освіти в Україні; узагальнено зарубіжний досвід із забезпечення якості та неперервності вищої фармацевтичної освіти; розкрито практичні здобутки з фармацевтичної підготовки на прикладі деяких провідних європейський освітніх закладів. Зроблено висновки про можливість запозичення деяких аспектів зарубіжного досвіду у процес підготовки фармацевтів у вивченні мікробіології, вірусології та імунології. Ретельно досліджено зарубіжний досвід професійної підготовки фахівців фармацевтичної галузі, виокремлено провідні тенденції та теоретично обґрунтувано можливість відповідного оновлення системи підготовки фахівців фармацевтичної галузі в Україні. Для всіх закладів освіти різних країн, які займаються підготовкою фармацевтів, за широкого різноманіття вимог до їх професійної діяльності, є спільний чинник впливу на якість та доступність освіти – певний вибір форми навчання – традиційної (очної) та дистанційної. З огляду на це необхідним зазначити, що змістове наповнення фармацевтичної освіти, описи, структура є доступними для студентів на відповідних веб-ресурсах, тобто для використання на відстані. Студенти отримують можливість навчатися у зручний для них час, незалежно від їхнього місцеперебування. Вони можуть перервати освітній процес за особистих обставин, що складаються, та за потреби повернутися до нього. Курс навчання надає можливість взаємодіяти з висококваліфікованими та досвідченими професіоналами та в них навчатися. Описаний зарубіжний досвід актуалізує завдання та напрями реорганізації традиційної системи підготовки фармацевтів в Україні. Головна ідея полягає в створенні моделі системи освіти, що буде спрямована на забезпечення кожному можливості отримання та поповнення знань, фаховий розвиток, вдосконалення та професійну самореалізацію протягом усього життя.
В статье охарактеризованы потребности и требования к фармацевтическому образованию в Украине; проанализированы актуальные проблемы обеспечения европейских стандартов фармацевтического образования в Украине; обобщен зарубежный опыт по обеспечению качества и непрерывности высшего фармацевтического образования; раскрыты практические достижения фармацевтической подготовки на примере некоторых ведущих европейских образовательных заведений. Сделаны выводы о возможности заимствования некоторых аспектов зарубежного опыта в процессе подготовки фармацевтов в изучении микробиологии, вирусологии и иммунологии. Тщательно исследован зарубежный опыт профессиональной подготовки специалистов фармацевтической отрасли, выделены ведущие тенденции и теоретически обоснованы возможности соответствующего обновления системы подготовки специалистов фармацевтической отрасли в Украине. Для всех учреждений образования разных стран, которые занимаются подготовкой фармацевтов, при широком разнообразии требований к их профессиональной деятельности, есть общий фактор влияния на качество и доступность образования – определенный выбор формы обучения – традиционной (очной) и дистанционной. Учитывая это, необходимо отметить, что содержание фармацевтического образования, описания, структура доступны для студентов на соответствующих веб-ресурсах, т. е. для использования на расстоянии. Студенты получают возможность учиться в удобное для них время, независимо от их местопребывания. Они могут прервать образовательный процесс в силу личных обстоятельств, и позже вернуться к нему. Курс обучения предоставляет им возможность взаимодействовать с высококвалифицированными и опытными профессионалами и у них учиться. Описанный зарубежный опыт актуализирует задачи и направления реорганизации традиционной системы подготовки фармацевтов в Украине. Главная идея заключается в создании модели системы образования, которая будет направлена на обеспечение каждому возможности получения и пополнения знаний, профессиональное развитие, усовершенствование и профессиональную самореализацию на протяжении всей жизни.
The article describes the needs and requirements for pharmaceutical education in Ukraine; the actual problems of ensuring the European standards of pharmaceutical education in Ukraine are analyzed; foreign experience in ensuring the quality and continuity of higher pharmaceutical education is generalized; practical achievements in pharmaceutical education are presented on the example of some of the leading European educational institutions. Conclusions are drawn about the possibility of borrowing some aspects of foreign experience in the process of preparation of pharmacists in the study of microbiology, virology and immunology. The foreign experience of professional training of specialists in the pharmaceutical industry has been thoroughly studied, the leading trends have been identified and the possibilities of corresponding updating of the system for training specialists in the pharmaceutical industry in Ukraine have been theoretically substantiated. For all educational institutions in different countries that train pharmacists, with a wide variety of requirements for their professional activities, there is a common factor influencing the quality and accessibility of education - a certain choice of the form of training - traditional (full-time) and distance learning. Given this, it should be noted that the content of pharmaceutical education, descriptions, and structure are available for students on the corresponding web resources, i.e., for use at a distance. Students get the opportunity to study at a time convenient for them, regardless of their location. They can interrupt the educational process due to personal circumstances, and later return to it. The training course provides them with the opportunity to interact with and learn from highly qualified and experienced professionals. The described foreign experience actualizes the tasks and directions of the reorganization of the traditional pharmacist training system in Ukraine. The main idea is to create a model of the education system, which will be aimed at providing everyone with the possibility of obtaining and replenishing knowledge, professional development, improvement and professional self-realization throughout life.