Дисертацію присвячено проблемі соціалізації студентів-першокурсників
педагогічного університету в умовах позанавчальної діяльності. Уточнено
низку понять: „соціалізація студента-першокурсника”, „соціально-педагогічна
адаптація”, „соціалізуюча діяльність”. Розкрито педагогічні чинники впливу на процес соціалізації студентів. Визначено критерії та рівні соціапізованості студентів-першокурсників, їх змістове наповнення. Обґрунтовано й експериментально апробовано комплекс соціальнопедагогічних умов, які забезпечують підвищення ефективності педагогічних впливів на процес соціалізації студентів-першокурсників. Розроблено методичні рекомендації щодо проведення соціальновиховних заходів у позанавчальній діяльності кураторами академічних груп першого року навчання.
The dissertation deals with the problem of the socialization of the first-year students of the Pedagogical University in conditions of the leisure education. The sets of notions "the socialization of the first-year student", "the social-pedagogical adoptation", "socializing activity" were specified. The pedagogical ways of the influence at the process of the students' socialization were revealed. The criterions and levels of the first-year students' socialization and their contents were determined. The complex o f social-pedagogical conditions which provide the increasing of the efficacy of the pedagogical influences at the process of socialization of the firstyear student were grounded and proved experimentally. The methodological recommendations for the tutors of the first-year academic groups about the realization of the social-education actions in leisure education were elaborated.
Диссертация посвящена актуальной проблеме социализации студентов-первокурсников в условиях педагогического университета. Осуществленный
анализ философских, социологических, психологических и педагогических
источников позволил сделать концептуальные выводы о том, что процесс
социализации будет успешен при создании социально-педагогических условий
оптимизации педагогических влияний на личность студента-первокурсника. На основании изучения и анализа состояния разработки данной проблемы разными
науками выяснена сущность основных дефиниций исследования: „социализация”, „социально-педагогическая адаптация”, „социализация студента-первокурсника”. Сформулировано и уточнено понятие "социализирующая деятельность" как сознательно направленная деятельность на усвоение студентом-первокурсником социальных ценностей, норм, опыта, присущих определенному высшему учебному заведению, студенческой группе, наведение ним крепких социальных связей и адекватное выполнение социальных ролей. При этом социализация студента-первокурсника рассматривается нами как процесс вступления его в новую социальную среду, (коллективы университета, академической группы), усвоение и отображение социальных норм и ценностей, присущих этой среде, овладение ним
определенными ролями и функциями. Это двусторонний процесс, который
предполагает субъект-субъектное взаимодействие в условиях социально-педагогического взаимотворчества всех участников процесса (администрации
заведения, преподавателей, куратора, родителей, членов академической группы
и самого студента).