Дисертаційне дослідження присвячено проблемі професійного самовизначення майбутніх соціальних педагогів у системі навчально-виховної роботи університету. Проаналізовано поняття «професійне самовизначення особистості»; розкрито сутність та особливості професійного самовизначення студентів у системі навчально-виховної роботи університету.
Здійснено аналіз стану проблеми професійного самовизначення майбутніх соціальних педагогів у системі навчально-виховної роботи університету. Визначено критерії, показники та рівні професійного самовизначення майбутніх соціальних педагогів. Апробовано педагогічне забезпечення професійного самовизначення майбутніх соціальних педагогів у системі навчально-виховної роботи університету.
Диссертационное исследование посвящено проблеме профессионального самоопределения будущих социальных педагогов в системе учебно-воспитательной работы университета.
Осуществлен теоретический анализ понятий «профессиональное самоопределение личности» и «профессиональное самоопределение студентов». Определены особенности профессионального самоопределения студентов в системе учебно-воспитательной работы университета, а именно: подтверждение
правильности профессионального выбора или его коррекция; осознание студентом сути профессиональной деятельности и себя как будущего профессионала; развитие внутренней готовности планировать и реализовывать профессиональные намерения; формирование профессионального самосознания; сопоставление своих возможностей и потребностей с требованиями профессии; формирование и развитие профессиональных качеств и умений; утверждение субъективной позиции в будущей профессии. Охарактеризованы группы факторов (личностного и социального уровня) профессионального самоопределения студентов и проанализированы возможности учебной работы университета как одного из факторов профессионального самоопределения студентов.
Предложено определение профессионального самоопределения будущих социальных педагогов как процесса вступления личности в сферу будущей профессиональной деятельности через ее включение в учебную, производственнопрактическую
и внеучебную деятельность на основе самопознания, сопоставление своих возможностей с требованиями профессии социального педагога с целью самореализации и осознания себя как будущего профессионала социальной сферы.
Определены критерии профессионального самоопределения будущих социальных педагогов: информационный (знания о будущей профессиональной деятельности, знание о требованиях к личности социального педагога, знание ключевых понятий профессионального самоопределения), ценностномотивационный
(наличие мотивации выбора данной профессии; интерес к
профессионально ориентированных дисциплин, согласование личностных и профессиональных ценностей), прогностический (наличие профессиональных намерений и планов, определение профессиональной цели, этапов их достижения; видение резервных и альтернативных вариантов профессионального роста), эмоциональный (удовлетворенность профессиональным выбором; положительное эмоциональное отношение к выбранной специальности, удовлетворенность процессом обучения), волевой (способность к профессиональному росту; активность личности в реализации собственной позиции, стремление к саморазвитию и самообразованию).
Обосновано и апробировано педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих социальных педагогов в системе учебно-воспитательной работы университета. Определена эффективность экспериментальной программы педагогического обеспечения профессионального самоопределения будущих социальных педагогов в системе учебно-воспитательной работы университета.
Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих социальных педагогов представлены как комплекс педагогических действий и условий, предусматривающий активизацию личностных ресурсов и возможностей учебно-воспитательной работы университета для реализации эффективного профессионального самоопределения будущих социальных педагогов. Разработаны и обоснованы составляющие педагогического обеспечения профессионального самоопределения будущих социальных педагогов в системе учебно-воспитательной работы университета. Педагогическое обеспечение образуют: факторы, цели, содержательное (учебная и воспитательная работа, принципы, педагогические условия) и технологическое (комплекс организационных форм учебно- воспитательной работы, критерии) обеспечение и результат.
Определены следующие педагогические условия профессионального самоопределения будущих социальных педагогов: обновление и модернизация содержания учебных дисциплин, преподаваемых на I курсе; совершенствование программ практик через дополнения их задачами, касающимися профессионального самоопределения будущего специалиста; направление работы кураторов групп на оптимизацию процесса профессионального самоопределения студентов; привлечение первокурсников к общественной и волонтерской работе.
По результатам экспериментальной работы подтверждена эффективность и целесообразность педагогического обеспечения профессионального самоопределения будущих социальных педагогов в системе учебно-воспитательной работы университет
Thesis is devoted to the problem of professional self-determination of future social workers in the system of educational work of the University. Revealed a place of professional self-determination in the structure of socialization; analyzed the essentiality and special features of professional self-determination of future social workers in the system of educational work of the University.
Analyzed the status of problem of professional self-determination of future social workers in the system of educational work of the University. Determined criterions, indicators and levels of shaping of indicators of professional self-determination of future social workers. Substantiated and tested pedagogical support of professional self- determination of future social workers in the system of educational work of the University.