У дисертації здійснено комплексне дослідження системи раціоналізованого парламентаризму, з’ясовано зміст поняття «раціоналізований парламентаризм», виділено його основні складові у польському варіанті (принципи формування і функціонування коаліційного уряду, політична відповідальність уряду і право парламенту на поточне корегування складу уряду, індивідуальна політична відповідальність урядовців; конструктивний вотум недовіри; право президента на дострокове припинення повноважень парламенту; процедура формування уряду; роль виборчої системи у політичному структуруванні парламенту), окреслено підстави закріплення даного феномену на конституційному рівні у посткомуністичних країнах, зокрема у Польщі. Також у роботі проаналізовано систему стримувань і противаг, яка лежить в основі взаємодії законодавчої та виконавчої гілок влади. Досліджено вплив виборчої системи на політичне структурування парламенту, а також практичну реалізацію раціоналізованого парламентаризму на основі результатів законодавчої діяльності польського парламенту, виконання парламентом контрольної функції щодо уряду, урядової стабільності. Проведено за принципом аналогії з точки зору функціональності аналіз конституційного об’єму законодавчих та установчих повноважень польського та українського парламентів і на цій підставі викладено пропозиції щодо застосування польського досвіду раціоналізованого парламентаризму.
Диссертация посвящена исследованию рационализированного парламентаризма как принципа организации работы парламента, предложено авторское определение понятия «рационализированный парламентаризм» как закрепленной на конституционном уровне системы механизмов организации высших органов государственной власти в смешанных республиках, которая дает возможность повысить эффективность работы парламента и стабилизировать деятельность правительства в условиях неструктурированного парламента или в ситуации «разделенного правления» (коабитации). Принципы формирования и функционирования коалиционного правительства,
политическая ответственность правительства и право парламента на текущую корректировку состава правительства, индивидуальная политическая
ответственность министра; конструктивный вотум недоверия; право президента на досрочное прекращение полномочий парламента; процедура формирования правительства, роль избирательной системы в политическом структурировании парламента - определены как основные составляющие рационализированного парламентаризма в польском варианте. В ходе исследования установлено, что в период трансформации политических систем посткоммунистических стран существовала проблема конфликтности между законодательной и исполнительной ветвями власти и для ее решения создатели новых демократических конституций использовали опыт Пятой республики Франции и на конституционном уровне рационализировали парламентаризм с учетом национальных особенностей. Проанализирована система сдерживаний и противовесов в процессе взаимодействия
законодательной и исполнительной ветвей власти как практическое воплощение исследуемой концепции. Отмечено, что конституционный процесс в посткоммунистических странах сопровождался противостоянием между демократической оппозицией и представителями бывшего режима в процессе распределения сфер компетенций между высшимы органами государственной власти в условиях перехода от номинального к реальному конституционализму.
Исследовано влияние избирательной системы на политическую структуру польского парламента, проанализированы результаты его законодательного процесса и рассмотрена продолжительность работы правительств в контексте рационализированного парламентаризма.
Проведен сравнительный анализ результатов выполнения основных функций парламентами Республики Польша и Украины. Даны рекомендации по использованию польского опыта в отечественных реалиях с целью повышения .качества законодательного процесса и улучшения механизмов взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти.
The dissertation presents a comprehensive research of rationalized parliamentarism, the author specifies the content of the concept «rationalized parliamentarism», determines its main components in the Polish version (principles of formation and functioning of the coalition government, political responsibility of the government and parliament’s right to perform current adjustment of the government composition, individual political responsibility of government members; constructive vote of non-confidence; president’s right to dissolve the parliament; procedure of government formation; role of the electoral system in the the parliament political structuring), outlines the reasons of the phenomenon establishing at the
constitutional level in post-communist countries, particularly in Poland. This work contains a thourough analysis of the system of checks and balances, which lies in the basis of the legislative and executive branches of government interaction.
The author explored the influence of the electoral system on the parliament political structure as well as practical realization of rationalized parliamentarism on the basis of the results of the legislative activity of the parliament of the Republic of Poland, executing parliamentary control over government, government stability. The analysis of the constitutional scope of legislative and constituent powers of the parliaments of the Republic of Poland and Ukraine is carried under the principle of analogy in terms of functionality and thereupon it is proposed to apply the experience of the Republic of Poland in domestic realities.