У дисертації здійснено цілісний науковий аналіз становлення основних концептуальних та теоретико-методичних підходів вітчизняних педагогів до проблеми соціалізації особистості в педагогічній теорії та практиці України у 20-ті роки XX століття.
На основі вивчення широкої джерельної бази розкрито сутність соціалізації як педагогічного феномена; виявлено витоки становлення та розвитку ідей соціалізації учнівської молоді в досліджуваний період;
систематизовано погляди українських учених (С. Ананьїна, С. Арнаутова Г. Вашенка, Б. Грінченка. М. Грушевського, О. Запужного, Г. Лубенця.
0. Музиченка, І. Огієнка, С. Русової, Я. Ряппо, М. Скрипника, І. Соколянського,
1. Стешенка, Я. Чепіги та ін.) на проблему соціалізації учнівської молоді; виділено провідні ідеї, завдання та зміст соціалізації, проаналізовано форми й методи соціалізації в закладах соціального виховання; актуалізовано основні соціально-педагогічні ідеї 20-х років XX століття в сучасних умовах реформування освітньої галузі.
До наукового обігу введено значну кількість невідомих і маловідомих документів та архівних джерел із проблеми соціалізації особистості.
Диссертационное исследование посвящено проблеме социализации детей и школьной молодежи в педагогической теории и практике Украины в 20-х годах XX века. Исследование проводилось на основе широкого использования архивных материалов и документов, научных трудов и периодических изданий.
Установлено, что проблема социализации личности рассматривается в контексте различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики и др. В частности, научно обосновывается рабочее определение процесса социализации личности, которое использовалось для сопоставительно-исторического анализа проблемы социализации детей и молодежи в 20-х годах XX века.
Становление и развитие проблемы социализации личности в 20-е годы XX века в Украине осуществлялось под влиянием украинской народной и научной педагогики, опирающейся на принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, народности; прогрессивный опыт демократизации системы образования в 1917-1920 гг.; идеи реформаторской педагогики стран Европы и США конца XIX - начала XX века.
В диссертационном исследовании в процессе обобщения зарубежной социально-педагогической теории и практики было выявлено ряд тенденций относительно процесса социализации личности. Именно: односторонний подход в трактовании процесса социализации; концентрация внимания на личностных возможностях индивида или только на условиях окружающей среды; наличие так называемой “генетической” основы социализации (преобладание одного из начал социализации - религиозного, государственного, общественного с опорой на семью как первоначальную основу социализации; приоритетность адаптационной функции).
Выделенные тенденции социализации личности в зарубежной педагогической теории и практике имели большое влияние на формирование социальнопедагогических идей отечественных педагогов 20-х годов XX века. В результате исследования были сформулированы идеи социализации детей и школьной молодежи в педагогическом наследии украинских ученых — национализация как составная социализации личности; идея единой трудовой школы как основного института социального воспитания: коллектив как фактор социализации
личности; педагогизация семьи как источника социализации ребенка.
Для практической реализации идей социализации личности Наркомпрос Украины в 20-е годы XX века создал необходимую нормативно-правовую базу, которая была направлена на организацию функционирования учреждений социального воспитания (Декларация Наркомоса Украины “О социальном воспитании” (1920), Кодекс законов УССР об образовании (1922), Временное положение о детских учреждениях социального воспитания УСРР (1925). Проведенный анализ архивных документов свидетельствует о функционировании системы социального воспитания в 20-е годы XX века, которую составляли детский дом, детский дом дневного пребывания или школа полного дня, детские городки как комплексы учебно-воспитательных учреждений, а также трудовая школа, клубы.
В работе отмечается, что работа учреждений системы социального воспитания в исследуемый период имела тенденцию перенесения акцента с образовательного характера на материально-техническое обеспечение, создание необходимых санитарно-гигиенических условий и на решение других проблем социального характера.
В диссертации показано, что в исследуемый период наиболее распространенными формами социального воспитания детей и школьной молодежи были: массовые (митинги, демонстрации, конференции, общие собрания, утренники, праздники, концерты и другие); коллективные (тематические вечера, экскурсии, подвижные игры, походы и другие); групповые кружки (электромонтажный, краеведческий, политический, литературный, музыкальный, физической культуры, спортивный, радиолюбителей, биологический, физико-технический, изобразительного искусства, декламаторский, газетный, сельскохозяйственный, подготовка стенгазет и другие); индивидуальные (беседа, подготовка докладов, номера художественной самодеятельности, исполнение поручений и другие).
В ходе исследования установлено, что в институтах социального воспитания использовались различные методы социализации личности: методы формирования сознания, методы формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и поведения, методы контроля и анализа эффективности воспитания.
Систематизированные в работе малоизвестные архивные документы, исторические факты, научные труды, периодические издания отечественных исследователей значительно расширили и конкретизировали научное представление о социализации детей и школьников в системе институтов социального воспитания Украины в 20-х годах XX века.
The research defines the integral scientific analysis of formation of basic conceptual theoretical and methodological approaches of home pedagogues to socialization of personality in pedagogical theory and practice of Ukraine in the 20th of the 20th century.
On the basis of investigation of a large number of sources the author reveals the essence of socialization as a pedagogical phenomenon, formation and development of the idea of socialization of the school youth in the period under investigation. Pie systematizes the views of Ukrainian scholars (S. Ananiin, C. Arnautov, B. Grinchenko, O. Zaluzhnyi, G. Lubenets, A. Makarenko, O. Muzychenko, M. Skrypnyk, i. Sokolianskyi, S. Rusova, J. Riappo, J. Chepiga and others ) on the problem of socialization; points out major ideas, tasks and the content of socialization; analyzes forms and methods of socialization in the institutions of social education. Major social and pedagogical ideas of the 20th years of the 20th century are actualized for the present-day conditions of the educational reform.
Considerable number of unknown and little known documents and archival sources are introduced to scientific circulation.