Дисертація присвячена розробці науково-обгрунтованої концепції математичної освіти студентів економічних спеціальностей ВНЗ з метою підвищення якості підготовки фахівців для бізнес-діяльності з урахуванням існуючих Євроінтеграційних тенденцій, вимог суспільства та індивідуальних потреб особистості. Виділені психолого-педагогічні передумови та методичні вимоги щодо забезпечення необхідного рівня математичної підготовки студентів. Вперше розроблена адаптивна концепція математичної підготовки студентів економічних спеціальностей, яка базується на диференціації навчання, встановленні організаційно-методичних зв'язків математичних і фахових дисциплін, визнанні приоритетно’! ролі математичного моделювання у структурі математичних дисциплін, у визначенні шляхів і способів вдосконалення методики навчання
34
математичним дисциплінам студентів відповідних спеціальностей.
У педагогічному експерименті реалізація адаптивної концепції математичної освіти відбувалася за професійно-компетентнісною та білінгвістичною моделями в умовах диференційованого навчання, що забезпечило позитивну динаміку не лише якості математичної підготовки, а й успішне формування професійної компетентності майбутніх економістів.
Основні положення концепції підтверджені педагогічним експериментом.
Диссертация посвящена разработке и реализации современной методической системы математического образования студентов экономических специальностей с целью повышения качества подготовки специалистов для бизнес-деятельности в соответствии с существующими Евроинтеграционными тенденциями, общественными и индивидуальными потребностями.
Разработана и научно обоснована адаптивная концепция математической подготовки студентов экономических специальностей вузов, суть которой состоит в дифференциации обучения, реализации организационно-методических связей математических дисциплин с профессионально-ориентированными и специальными дисциплинами, в признании математического моделирования как интегратора математических и экономических знаний, в определении путей и способов совершенствования методики обучения математическим дисциплинам студентов соответствующих специальностей.
Определение требований к содержанию, структуре, условиям и путям использования математических знаний служит методологическим обоснованием для построения адаптивной концепции математического образования, открывают новые ориентиры для создания дидактически взвешенных методических систем обучения математическим дисциплинам в вузе.
Согласно сформулированной концепции разработана профессионально- компетентносная модель обучения математическим дисциплинам, которая базируется на глубокой интеграции с базовыми дисциплинами экономического цикла и реализуется путем внедрения современных учебно-информационных технологий в учебный процесс. При этом разработано соответствующее методическое обеспечение, основу которого составляют компьютерная поддержка, использование кейс-методов, деловых игр, различных тренингов, элементов дистанционного обучения. Разработанные системы дифференцированных заданий адекватны содержанию математических дисциплин, способствуют адаптации определенного математического инструментария к анализу проблем, максимально приближенных к бизнес-деятельности, направлены на обеспечение единства теории и практики, на подтверждение того факта, что поиск и нахождение оптимального решения практически невозможен без математических методов и моделей.
Существующие международные тенденции относительно создания единого образовательного пространства с понятной для всех научно-технической терминологией, лексикой, ориентацией на развитие не только национальной, но и международной экономики стало предпосылкой разработки и внедрения билингвистической модели обучения математическим дисциплинам на английском языке студентов специальности «Менеджмент внешнеэкономической деятельности».
Рассмотрены методические особенности реализации билингвистической модели, направленные на активизацию мыслительно-речевой деятельности студентов, индивидуализацию процесса обучения, разработку и адаптацию функциональной модели коммуникативного общения в учебном процессе (во время проведения лекций, практических занятий и т.д.).
Разработаны научно-методические рекомендации по использованию ситуативной методики, которая основывается на использовании слайд-лекций, мини-ситуаций экономического содержания, компьютерно-тренинговых систем, решении прикладных задач, условие которых предполагает возможность принятия управленческого решения.
Подтверждена доминирующая роль самостоятельной работы в достижении наивысшего уровня активности студентов. Выделены уровни самостоятельности студентов. Определены пути активизации научно-исследовательской работы студентов. В диссертации рассмотрены возможности использования пакета программ Excel.
36
Усовершенствована система контроля знаний студентов. Обоснована важность комплексной проверки учебной деятельности студентов, в частности развития математических и профессиональных навыков и умений, творческих способностей и познавательных интересов, динамики общего развития. Основные положения диссертационного исследования проверялись экспериментально на протяжении пяти лет.
Dissertation is devoted to the development of scientifically based consept of mathematic education of economic specialities students with the aim of training quality improvement of businessmen taking into account existing Eurointegrational tendencies, society demands and individual demands of people. Psychological and pedagogical reasons and methodic demands to providing the necessary level of students’ mathematical training are identified. The adaptive consept of mathematical training based on education differentiation is developed for the first time, methodic relationships of mathematical and professional subjects are defined, the priority role of mathematical modeling in identifying ways of improving teaching mathematical subjects to students of the mentioned above specialities is defined.
The realization of mathematical education consept which is based on professional and bilingual models in the conditions of differential education provide real positive dynamics not only of mathematical training but influence the formation of professional competence of future economists. The main ideas of the dissertation are proved by the experiment.