У дисертації вперше розглядається проблема розвитку пізнавальної самостійності майбутніх абітурієнтів у системі ДМП при ВЗО; дістало подальший розвиток поняття “пізнавальна самостійність майбутнього абітурієнта у системі довузівської підготовки”; удосконалено елементи методичної системи організації навчального процесу у системі ДМП при ВЗО, спрямованої на розвиток ПС майбутніх абітурієнтів. Розроблено шляхи і засоби активізації пізнавальної самостійності майбутніх абітурієнтів, визначено умови ефективного планування й організації лекційних, практичних занять та самостійної роботи майбутніх абітурієнтів під час вивчення повторювального курсу математики.
В диссертации впервые рассматривается проблема развития познавательной самостоятельности будущих абитуриентов в системе довузовской математической подготовки при вузах; дальнейшее развитие получило понятие “познавательная самостоятельность будущих абитуриентов в системе довузовской подготовки”. Определены структурные компоненты познавательной самостоятельности, конкретизировано понятие познавательной самостоятельности будущих абитуриентов при обучении математике, выявлены уровни, критерии и показатели проявления познавательней самостоятельности в соответствии с каждым структурным компонентом. Теоретически разработана и экспериментально проверена концепция комплексного, системного, деятельностного, личностно ориентированного и семиотического подходов к активизации познавательной самостоятельности будущих абитуриентов в системе довузовского обучения математике при вузах.
В диссертации раскрыты психолого-педагогические особенности проявления познавательной самостоятельности у будущих абитуриентов, рассмотрены их возрастные особенности. В работе раскрыта специфика лекционно-практической системы в организации учебного процесса обучения математике будущих абитуриентов.
Успешное формирование познавательной самостоятельности будущих абитуриентов зависит от выполнения ряда требований, которые отражены в работе.
Разработанные и апробированные элементы методической системы обучения математике будущих абитуриентов направлены на развитие у них познавательной самостоятельности как важного личностного качества, необходимого для приобретения знаний, умений, навыков и успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз. Подбор содержания, методов, организационных форм, средств обучения математике должен способствовать обеспечению непрерывности обучения математике при переходе от школы к довузовской подготовке и от последней — к вузу. Важную роль при этом имеет учет возрастных и индивидуальных особенностей будущих абитуриентов, их профессиональную потребность, направленность интересов. Особое место занимает вопрос о путях и способах развития познавательной самостоятельности, в частности, система вопросов и задач, которые способствуют развитию познавательной самостоятельности будущих абитуриентов.
В работе раскрыты особенности отбора содержания и форм его фиксации в системе довузовского обучения математике будущих абитуриентов, рассмотрены преимущества активных и интерактивных технологий обучения математике будущих абитуриентов.
Ведущее положение занимает подготовительная работа преподавателя к организации разных форм обучения будущих абитуриентов, которая должна начинаться с логико-дидактического анализа содержания учебного материала. На его основе проводится тематическое планирование. При этом важно осуществлять дифференциацию целей обучения математике будущих абитуриентов, разрабатывать дифференцированные требования к результатам изучения определенной темы.
За счет дидактически взвешенной компьютерной поддержки обучения математике будущих абитуриентов создаются благоприятные условия для организации самостоятельной деятельности в условиях разных форм организации обучения: очной, очно-заочной (вечерней) и заочной. Использование инфомационно-коммуникационных технологий способствует проявлению будущими абитуриентами познавательного интереса, творческого подхода к обучению, самоорганизации, самоконтролю и коррекции знаний.
Успешное овладение теоретическими фактами будущие абитуриенты осуществляют во время лекционных занятий, которые могут быть организованы как классическая лекция, эвристическая беседа, а также (что наиболее эффективно), как чередование монологического изложения теоретических сведений с эвристической беседой.
Успешному развитию познавательной самостоятельности будущих абитуриентов способствует выполнение ними как на практических занятиях, так и во время самоподготовки, дифференцированных заданий, самостоятельное составление задач. Эффективность практических занятий зависит от актуализации базовых знаний будущих абитуриентов, которая основана на применении системы дифференцированных заданий. Особый интерес во время организации практических занятий и самоподготовки будущих абитуриентов в системе довузовской подготовки при вузах представляет применение разных дидактических приемов обучения математике, способствующих развитию познавательной самостоятельности будущих абитуриентов, проявлению ними творческого мышления.
Успешное формирование познавательной самостоятельности будущих абитуриентов в процессе обучения математике зависит от ряда условий, которые обеспечивают взаимодействие внешних и внутренних факторов развития личности, формированию познавательного интереса, устойчивой мотивации и положительного отношения к учебе, изменение позиции в учебной ситуации с пассивной на активно-деятельностную. В работе рассмотрены такие условия.
Во время организации самоподготовки будущих абитуриентов важное место принадлежит использованию специально структурированных учебных пособий, с помощью которых ученики могут успешнее усваивать учебный материал, проявлять познавательную активность и самостоятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку собственных действий.
The dissertation deals with the theoretic and methodical basis of the activization of the future university entrants’ cognitive independence in the system of pre-school mathematical training. The research focuses upon the personally-orientated direction of pre-school mathematical training of university entrants aimed at the development of their cognitive independence. The ways and means of activization of future university entrants’ cognitive independence are worked out, the conditions of the effective planning and organization of lectures, seminars and independent work of university entrants are determined.