Дисертаційне дослідження присвячене вивченню проблеми розвитку саморегуляції поведінки підлітків у процесі оволодіння бойовими мистецтвами. У роботі представлено узагальнені результати теоретичного вивчення проблеми саморегуляції особистості та саморегуляції поведінки. Розкрито особливості саморегуляції поведінки підлітків та особливості бойових мистецтв щодо впливу на розвиток саморегуляції поведінки підлітків.
Виявлено особливості прояву структурних компонентів (когнітивного, мотиваційного, емоційно-вольового) та рівні розвитку (високий, середній, низький) саморегуляції поведінки підлітків у процесі оволодіння бойовими мистецтвами. Встановлено, що чинником розвитку саморегуляції поведінки підлітків є оптимізація взаємостосунків з тренером.
Обґрунтовано, розроблено та апробовано програму психологічного супроводу розвитку саморегуляції поведінки підлітків, доведено доцільність та ефективність її впровадження під час тренувальних занять із панкратіону з метою розвитку зазначеного феномену, гармонізації взаємовідносин у групі та з тренером, підвищення спортивних досягнень
Диссертационное исследование посвящено изучению проблемы развития саморегуляции поведения подростков в процессе овладения боевыми искусствами. Осуществлен анализ основных теоретических подходов к проблеме регуляции, саморегуляции и саморегуляции поведения в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе, особенностей саморегуляции поведения в подростковом возрасте.
Саморегуляция поведения подростка рассматривается как сложный психологический феномен, включающий когнитивный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты, а подростковый возраст расценивается как сенситивный для развития саморегуляции поведения в процессе осуществления спортивных видов деятельности.
Обосновывается использование методов и конкретных методик для изучения саморегуляции поведения подростков в процессе овладения боевыми искусствами, приводятся результаты констатирующего эксперимента относительно особенностей проявления структурных компонентов (когнитивного, мотивационного и эмоционально-волевого) и уровней развития (высокого, среднего и низкого) саморегуляции поведения подростков.
Выявлено, что когнитивный компонент саморегуляции поведения подростков характеризуется преобладанием ограниченного количества знаний в вопросах боевых исскусств, недостаточным осознанием зависимости успеха в спорте от личностных качеств, неуверенностью в правильности собственных действий; для мотивационного компонента свойственны интерес к занятиям боевыми искусствами, наличие целей и выбор легких путей их достижения из-за неуверенности в себе; выбор заданий средней сложности и наличие потребности в одобрении осуществляемой деятельности и поддержке другими; эмоциональноволевой компонент характеризуется средним уровнем эмоциональной зрелости и волевой саморегуляции, недостаточным контролем поведения, проявлениями эгоистичности, самолюбия, агрессивности. Большинству подростков у процессе овладения боевыми искусствами свойсвенен средний и низкий уровни саморегуляции поведения.
Установлена связь между уровнем саморегуляции поведения подростка с особенностями общения с тренером: позитивные взаимоотношения с тренером и благоприятный социально-психологический климат у тренировочной группе способствуют проявлениям саморегуляции и ее развитию как устойчивого личностного качества.
Активизация формирования саморегуляции поведения подростков в процессе овладения панкратионом достигается способом внедрения программы психологического сопровождения с оптимизации развития структурных компонентов саморегуляции поведения подростка и гармонизации взаимоотношений с тренером на основе личностно ориентированного подхода.
Подтверждением эффективности внедрения программы стало повышение осознанности значения панкратиона как вида спорта и путей
самоусовершенствования, мотивация на победу, умение ставить конкретные цели, отдавать предпочтение заданиям повышенной сложности, проявление
старательности, ответственности, саморегуляции поведения в других ситуациях, уравновешенность эмоционального состояния, позитивное восприятие других, гармонизация взаимоотношений с тренером.
Dissertation research is devoted to the study of the self-regulation development problem of teenagers' conduct in the process of mastering fighting arts. In the work generalized results of the theoretical study of the problem of self-regulation of personality and self-regulation of conduct are presented. The peculiarities of self-regulation of teenagers' conduct and the peculiarities of fighting arts referring to the influence on development of self-regulation of teenagers' conduct are exposed.
Peculiarities of display of structural components (cognitive, motivational and emotional-volitional) and levels of development (high, middle, low) of self-regulation of teenagers' conduct in the process of mastering the fighting arts are exposed. It is established, that optimization of interrelation with a coach is the factor of development of self-regulation of teenagers' conduct.
The program of psychological accompaniment of development of self-regulation of teenagers' conduct has been substantiated, worked out and approbated. The expedience and efficiency of the program introduction in the process of pancration training with the aim of the development of mentioned phenomenon, harmonization of the interrelation inside a group and with a couch, rising of sporting achievements.