У дисертації досліджується актуальна проблема формування власного стилю викладання музики у студентів вищих педагогічних закладів. У ній подано новий концептуальний підхід до здійснення фахової підготовки майбутнього вчителя, який полягає у посиленні мотивації до набуття власного стилю викладання музики. Власний стиль викладання музики розглянуто багатокомпонентним феноменом у структурі методичної підготовки майбутнього вчителя музичного мистецтва. У роботі наведено авторське розуміння сутності та змісту означеного феномену, визначено структуру власного стилю викладання музики, критерії та їх показники, принципи та рівні його сформованості та оптимізації цього процесу. Розроблено структурно- функціональну модель методики формування власного стилю викладання музики у студентів вищих педагогічних закладів. Теоретично обгрунтовано та практично перевірено ефективність володіння вчителем власним стилем викладання музики, що напувається у процесі фахової підготовки, завдяки безпосередньому педагогічному втручанню. Отримані результати підтвердили ефективне опанування методикою формування власного стилю викладання музики у студентів вищих педагогічних закладів та показали її перспективність.
В диссертации исследуется актуальная проблема формирования собственного стиля преподавания музыки (ССПМ) у студентов высших педагогических заведений. В ней подам новый концептуальный подход к профессиональной подготовке будущего учителя, который заключается в усилении мотивации к приобретению ССПМ, рассмотрен многокомпонентным феноменом в структуре методической подготовки будущего учителя. В работе приведено авторское понимание сущности и содержания обозначенного феномена, определена структура собственного стиля преподавания музыки, критерии и их показатели, принципы и уровни его сформироваиности. пути оптимизации этого процесса. Разработана структурно-функциональная модель формирования собственного стиля преподавания музыки у студентов высших педагогических заведений. Теоретически обосновано и практически проверено, что эффективное владение учителем собственным стилем преподавания музыки происходит в процессе профессиональной подготовки благодаря непосредственному педагогическому воздействию.
Логика работы по формированию ССПМ у студентов высших педагогических заведений базировалась на педагогическом общении, как основном формотворческом условии и осуществлялась последовательным применением разнообразных педагогических ситуаций в процессе педагогической практики. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.
В разработанную структурно-функциональную модель формирования собственного стиля преподавания музыки у студентов высших педагогических заведений включены следующие элементы: компонентная структура
формирования, критерии сформироваиности. показатели критериев, дидактические принципы, педагогические условия, система методов, педагогические задания. Эта модель позволяет эффективно организовывать работу' по повышению уровня владения собственным стилем преподавания музыки у студентов высших педагогических заведений, способствуя эффективности их профессиональной подготовки и будущей самостоятельной музыкально-педагогической деятельности.
Исходя из понимания, что ССПМ у студентов высших педагогических заведений последовательный и длительный процесс. проходящий определённые этапы, на всех из них осуществлялся постоянный контроль за полученными результатами. Проанализирована динамика развития каждого компонента собственного стиля преподавания музыки. Определены три уровня сформироваиности ССПМ: низкий (неОостаточно контролируемый), средний (стилесоответствующий), высокий (элитный, акме).
Во время экспериментальной работы проверено действенность и адекватность предлагаемых методов, которые обеспечили эффективное овладение методикой формирования собственного стиля преподавания музыки
у студентов высших педагогических заведений; полученные результаты свидетельствовали о росте показателей высшего уровня сформированное ССПМ в ЭГ и показали их позитивную динамику. Проведенное исследование доказало возможность успешного формирования собственного стиля преподавания музыки у студентов высших педагогических заведений.
Topical problem of formation of the own style of teaching music of the students of higher pedagogical institutions is studied in the dissertation. New conceptual approach to realization of professional preparation of the future musician- pedagogue, which lies in intensification of motivation to acquirement of the own style of teaching music is given. The own style of teaching music is considered as multicomponent phenomenon in the structure of methodical preparation of the future teacher of music art; the author’s understanding of the essence and the content of the mentioned phenomenon is given, the structure of the own style of teaching music, criteria and its indices, principles and the levels of its readiness and optimization of the present process is shown. Structural-functional model of the methodology of formation of the own style of teaching music of the students of higher pedagogical institutions is worked out. It is theoretically grounded and practically checked that effective teacher’s competence in the own style of teaching music can be acquired in the process of professional preparation by virtue of immediate pedagogical intervention.
In the course of experimental work the efficiency and adequacy of the offered methods, which secured effective mastering of methods of the own style of teaching music formation of the students of higher pedagogical institutions and ensured its availability is verified.