У дослідженні визначено філософські, літературознавчі, психолого- педагогічні та методичні основи діалогових технологій під час вивчення літературних творів на уроках зарубіжної літератури. У дисертації обгрунтовано характеристики основних понять дослідження, психолого-педагогічні умови застосування діалогових технологій у навчальному процесі загальноосвітніх шкіл.
Розкрито сучасні підходи до викладання літератури на діалогічній основі, показано доцільність застосування діалогових технологій, прийомів, видів і форм діалогового навчання на різних етапах вивчення художніх творів і під час вивчення творів різних родів. Висвітлено методичні аспекти застосування діалогових технологій для активізації навчальної діяльності учнів 5-7 класів загальноосвітніх шкіл.
Експериментально доведено, що запропонована методична модель підвищує рівень аналітико-інтерпретаційної діяльності школярів, рівень запільної літературної освіти, формує комунікативні здібності, навички діалогічного мовлення, сприяє розвитку компетентного читача, здатного логічно мислити, самостійно здобувати знання та застосовувати їх на практиці.
Диссертационное исследование посвящено проблеме использования диалогических технологий обучения на уроках зарубежной литературы. В работе проанализированы философские, литературоведческие, психолого-
педагогические и методические источники по теме исследования.
В диссертации обоснована целесообразность использования диалоговых технологий на всех этапах изучения художественного произведения в школе во время изучения литературных текстов различных родов и жанров, экспериментально доказано, что потенциал диалогических технологий обучения многогранен и не ограничивается проведением разнообразных бесед, уроков- диалогов, фронтального опроса.
Под диалогическими технологиями рассматриваются методы, приемы, виды и формы педагогической деятельности, направленные на совместный путь познания сути учебного предмета или явления, поиск решения поставленной задачи, достижение цели обучения с помощью высказанных суждений всех участников коммуникативного процесса.
В диссертации анализируются виды и формы диалогического обучения, использование которых зависит от количества участников учебного процесса, этапов изучения художественного произведения, жанрово-родовой специфики литературных текстов.
В исследовании предлагается теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая модель использования диалоговых технологий обучения зарубежной литературы учащихся 5-7 классов. Представлены и раскрыты возможности данной модели на всех этапах изучения литературных произведений различной жанрово-родовой специфики, предложены эффективные виды и формы диалогового обучения учащихся, определены условия их целесообразного использования.
Было экспериментально установлено, что с целью развития диалогических умений и навыков учащихся наиболее эффективными являются такие методы, приемы и виды учебной деятельности, как эвристическая и аналитическая беседы, проблемные задания, учебный диалог, прогнозированное чтение, компаративное изучение различных произведений, сопоставление литературных текстов с их интерпретациями в других видах искусства и другие.
В результате системного использования диалогических технологий в процессе изучения произведений зарубежной литературы в 5-7 классах пришли к выводам, что уровень литературного развития учащихся экспериментальных классов соответствует таким основным критериям коммуникативной компетентности, как умения вести разноуровневые диалога с автором произведения, его героями, друг с другом, работать в паре, группе и коллективе, задавать вопросы по тексту, создавать проблемную ситуацию и решать ее, высказывать собственную аргументированную оценку прочитанного, сравнивать оригинал произведения с его переводом, художественный текст с другими видами искусства, сопоставлять персонажей одного произведения, различных художественных текстов со схожим сюжетом и другие.
В результате проведенного исследования были сформулированы выводы о том, что предложенная методическая модель повышает степень аналитико- интерпретационной деятельности учащихся, уровень общего литературного развития личности, формирует коммуникативные способности, навыки
диалогической речи, способствует формированию компетентного читателя, умеющего логически мыслить, самостоятельно получать знания и применять их на практике.
The study defined philosophic, literary, psychological, pedagogical and methodological foundations of interactive technologies in the study of literary works at the lessons of foreign literature. The thesis reasonably characteristic of the basic research concepts, psychological and pedagogical conditions of the use of dialogue technologies in educational process in secondary schools.
Thesis reveals modem approaches in teaching literature in dialogue-based process, shows feasibility' of using interactive technologies, techniques, types and forms of dialogue at various stages of studying works of art and in the study of works of different genres. It covers the methodological aspects of interactive technology to enhance students’ learning activities of the 5-7 forms in secondary schools.
It is experimentally proved, that the suggested methodic model increases pupils’ level of analytic and interpretational activity, the level of common literary education, it forms communicative skills, habits of dialogic speech and favors the development of the competent reader, who is able to think logically, get knowledge independently and apply it in practice.