Дисертаційна робота присвячена вивченню проблеми особистісних детермінант розвитку комунікативної компетентності майбутніх психологів. В роботі уточнено зміст поняття професійної комунікативної компетентності психолога, її структурних компонентів (когнітивного, емоційного, поведінкового). З’ясовані критерії та рівні сформованості (високий, середній та низький) комунікативної компетентності студентів-психологів, виявлено, що особистісні детермінанти (самоконтроль та саморегуляція у спілкуванні, прагнення до постійного самопізнання і професійного вдосконалення, гуманістична спрямованість особистості, розвинута рефлексія та емпатія, емоційна чутливість, толерантність, відкритість, доброзичливість, товариськість, комунікабельність, поінформованість, відсутність агресивної позиції, низький рівень конфліктності та тривожності) зумовлюють високий рівень сформованості комунікативної компетентності та успішність професійного спілкування. Розроблено модель та описані характеристики рівнів розвитку комунікативної компетентності студентів- психологів.
Обгрунтовано, розроблено та апробовано програму розвитку професійної комунікативної компетентності майбутніх психологів «Тренінг комунікативної компетентності». Доведено, що активне соціально-психологічне навчання дозволяє створити необхідні умови для особистісного і професійного зростання студентів-психологів та розвинути комунікативні уміння і навички, засобами впливу на особистісні детермінанти.
Диссертация посвящена исследованию проблемы личностных детерминант развития коммуникативной компетентности студентов-психологов. На основе
анализа и обобщения научной литературы обоснована актуальность темы исследования и сформулированы основные концептуальные положения коммуникативной компетентности профессионала Коммуникативная компетентность как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми в рамках профессиональной деятельности, рассматривается как интегральное, относительно стабильное, целостное новообразование, которое проявляется в индивидуально психологических особенностях общения, включает совокупность знаний, опыта, качеств и способностей личности, позволяющих успешно выполнять профессиональные коммуникативные функции.
Коммуникативная компетентность - сложный психологический феномен, включающий когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
В работе исследованы личностные детерминанты развития
коммуникативной компетентности, показана её роль и место в структуре профессионально важных качеств психолога.
Результаты исследования уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов-психологов показали преобладание среднего и низкого уровня развития коммуникативной компетентности.
Установлена связь между уровнем развития коммуникативной
компетентности и индивидуально-психологическими особенностями студентов- психологов. Высокий уровень коммуникативной компетентности связан с эмоциональной устойчивостью, высоким самоконтролем и саморегуляцией в общении, адекватной самооценкой, гуманистической направленностью личности, развитой саморефлексией и эмптией, низким уровнем тревожности, агрессивности и конфликтности. Низкий уровень развития коммуникативной компетентности взаимообусловлен агрессивным стилем общения, подозрительностью,
напряжённостью в общении, эмоциональной нестабильностью, прямолинейностью, установками в эмпатии.
Результаты исследования позволили выявить различия в преобладании уровней проявления структурных компонентов коммуникативной компетентности у студентов с разной степенью её сформированное™. В группе с высоким уровнем развития коммуникативной компетентности первую значимую позицию занимает поведенческий компонент, вторую - когнитивный компонент, третью - эмоциональный компонент; в группе со средним уровнем коммуникативной компетентности на первую значимую позицию выходит когнитивный компонент, на вторую — поведенческий, на третью - эмоциональный; в группе с низким уровнем коммуникативной компетентности преобладает эмоциональный компонент, вторую позицию занимает поведенческий, третью - когнитивный.
Представлено теоретическое обоснование и определены пути и средства формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих психологов. Разработана и апробирована психокоррекционная программа «Тренинг коммуникативной компетентности», направленная на развитие личностных особенностей студентов-психологов, которые детерминируют высокий уровень коммуникативной компетентности, усовершенстаование коммуникативных навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности психолога.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих психологов для диагностики и коррекции коммуникативной компетентности студентов.