У дисертації здійснено теоретико-методологічний, історичний та емпіричний
аналіз проблеми у міждисциплінарному руслі та викладено його результати. Розкрито
стратегію та тактику експериментального дослідження розвитку УМ дітей з
дизартріями СДВ віку та визначено його концептуальні засади. Представлено
багатофункціональну методику діагностики стану сформованості усного мовлення
дітей старшого дошкільного віку при дизартріях.
Обґрунтовано комплексну диференційовану методику формування та корекції
порушення усного мовлення при дизартріях у дітей старшого дошкільного віку на
засадах синергетично-емергентного підходу. Експериментально доведено доцільність,
ефективність та науково-практичну значущість результатів дисертаційного
дослідження.
Диссертация посвящена формированию и развитию устной речи детей с
дизартриями старшего дошкольного возраста путем разработки комплесной методики
коррекционно-развивающей логопедической работы на основе констатации
актуального состояния сформированности структурных компонентов устной речи
(нейропсихологического, лингвистического и психолингвистического) на основе
синергетически-эмергентного подхода; с учетом профилей устной речи, модулей
устной речи, категории детей с дизартриями (дети с детским церебральным параличом
и изолированной дизартрией развития (дети со сложными органическими
повреждениями головного мозга и дети без сложных повреждений головного мозга)),
степени тяжести дизартрии (минимальные дизартрические расстройства, выраженная
дизартрия, глубокая дизартрия), формы дизартрии (синдромологический подход),
состояния программного обеспечения устной речи у детей с дизартриями старшего
дошкольного возраста.
Целью исследования является повышение уровня устной речи детей с
дизартриями старших дошкольников путем реализации теоретически обоснованной и
апробированной комплексной методики формирования и коррекции нарушений
устной речи у таких детей .
В диссертации осуществлен теоретико-методологический, исторический и
эмпирический анализ проблемы в междисциплинарном русле и изложены его
рузультаты. Раскрыто стратегию и тактику экспериментального исследования
развития устной речи детей с дизартриями старшего дошкольного возраста и
определено его концептуальне основы. Реализована многофункциональная методика
диагностики состояния сформированности устной речи старших дошкольников при
дизартриях.
Представлена современная историческая периодизация изучения дизартрии как
научной проблемы; углублено и уточнено дефинитивный анализ понятия устной речи
как логоинтеграционного образования. Определена новая типология профильномодульных вариантов нарушений устной речи у детей с дизартриями старшего
дошкольного возраста, которые послужили промоутором для определения
просодического дефицита у детей с дизартриями на основании впервые выделенного
третьего уровня моторной программы синтагмы - уровня регуляции интонации;
осуществлено сравнительное исследования состояния устной речи у детей с
изолированной дизартрией развития и дизартрией при ДЦП; определена
логоструктура устной речи детей с дизартриями старшего дошкольного возраста как
агрегированного результата исследования их устной речи с позиции
междисциплинарного и этиопатогенетического подходов. Профильно-модульный
подход позволил осовременить классификацию дизартрий по степени тяжести. На основании инновационных подходов понимания механизмов и структуры
устной речи у детей с дизартриями старшего дошкольного возраста разработана
комплексна дифференцированная методика формирования и коррекции нарушений
устной речи у старших дошкольников с дизартриями на основе синергетическиэмергентного подхода и экспериментально доказана его эффективность. Внедрение
как классических, так и инновационных (энерго-вибрационных и англоинформационных) технологий, дифференцированное обеспечение устной речи
старших дошкольников с дизартриями коррекционно-развивающего этапа усилило
эффективность комплексного дифференцированного подхода к коррекции
недостатков устной речи детей с дизартриями и обеспечило значительное улучшение у
всех детей состояния мышечного тонуса мимической, артикуляционной мускулатуры,
системы дыхания и голоса.
Синергетически-эмергентные основы комплексной методики формирования и
коррекции устной речи детей с дизартриями позволили уравновесить весы значимости
между диагностическим и коррекционным процессами и определить дальнейшую
перспективность развития данной научной проблемы
In the dissertation the theoretical, methodological, historical and empirical analysis of
the problem in the interdisciplinary course is made and its results are outlined. The strategy
and tactics of experimental study of the development of the UM of children with ADD
dysarthria are revealed and its conceptual foundations are defined. The multifunctional
technique of diagnostics of the state of speech formation of older preschool children in
dysarthria is presented.
The complex differentiated methodology of formation and correction of speech
disorders in dysarthria in older preschool children on the basis of synergistic-emergent
approach is substantiated. The expediency, effectiveness and scientific and practical
significance of the results of the dissertation research have been experimentally proved.