Дослідження присвячене аспектам формування психологічної готовності
майбутніх фахівців корекційної освіти та вчителів загальноосвітніх шкіл до
роботи з дітьми з порушенням функцій опорно-рухового апарату в спеціальних
закладах освіти та закладах з інклюзивним та інтегрованим формами навчання.
Представлена спеціально розроблена програма формування психологічної
готовності ортопедагогів-реабілітологів, що складається з двох блоків: I-го –
операційно-діяльнісного блоку та II-го блоку – блоку особистісної готовності.
Формування операційно-діяльнісного блоку психологічної підготовки до
професійної діяльності ортопедагога-реабілітолога передбачено забезпеченням
розробленими дисциплінами психологічного спрямування, умовою формування
другого блоку – блоку особистісної готовності є сформованість компонентів:
аксіологічного, мотиваційно-вольового, тренування та розвитку емоційного
інтелекту, адаптаційного, професійної самоактуалізації та профілактики
професійного вигорання.
Чинниками психологічної готовності майбутніх фахівців спеціальної та
інтегрованої освіти для дітей з порушеним розвитком є сукупність набутих
знань, вмінь та навичок, отриманих у закладах вищої освіти і та розробленої
тренінгової програми психологічної готовності. Виявлено, що рівень
емоційного інтелекту впливає на формування педагогічних здібностей, копінгстратегій та ситуативної тривожності.
Исследование посвящено аспектам формирования психологической
готовности будущих специалистов коррекционного образования и учителей
общеобразовательных школ к работе с детьми с нарушением функций опорно двигательного аппарата в специальных учебных заведениях и заведениях с
инклюзивными и интегрированными формами обучения.
Процесс формирования психологической готовности ортопедагоговреабилитологов к профессиональной деятельности в своей сущности
заключается в интеграции теоретических основ понимания содержания понятий
«общая готовность к деятельности» и «психологическая готовность к
деятельности», рассматривается как свойство, приобретаемое опосредованно, в
течение жизни под влиянием внешних факторов и приводит к личностному
росту, приобретении определенных качеств и свойств, что тренируются
сознательно и побуждают к внутриличностным трансформациям.
Представлена специально разработанная программа формирования
психологической готовности ортопедагогов-реабилитологов к будущей
профессиональной деятельности, которая основывалась на модели,
разработанной по блочному принципу: I-й блок – операционно-деятельностный
и II-й блок − личностной подготовки. Целью первого блока программы
формирования психологической подготовки ортопедагогов-реабилитологов к
профессиональной деятельности было формирование у студентов необходимых
знаний, умений и навыков путем изучения ими специальных дисциплин.
Задачей учебной деятельности определено формирование компетенций,
предусмотренных общими требованиями к изучению дисциплин
психологического направления, и достижении целей: преемственности,
последовательности, мотивации к профессиональной деятельности,
рефлексивности, научно-теоретико-прикладного мышления. Обеспечение
формирования II-го блока психологической подготовки − блока личностной
готовности − предусмотрено применением метода когнитивно-поведенческой
терапии в разработке тренинговой программы. Тренинговая программа
психологической подготовки охватила формирование компонентов:
мотивационно-волевого, тренировки и развития эмоционального интеллекта,
адаптационного, профессиональной самоактуализации и профилактики
профессионального выгорания. Главными задачами при применении
тренинговой программы психологической подготовки к будущей
профессиональной деятельности определено развитие межличностного и
внутриличностного интеллекта, снижение уровня личностной и ситуативной
тревожности.
Факторами психологической готовности будущих специалистов
специального и интегрированного образования для детей с нарушенным
развитием являются совокупность приобретенных знаний, умений и навыков
полученных в высшем учебном заведении и разработанной тренинговой
программы психологической подготовки. Выявлено, что уровень
эмоционального интеллекта влияет на формирование педагогических
способностей, копинг-стратегий и ситуативной тревожности.
Критерии эффективности предложенных тренинговых упражнений, а
именно: психолого-педагогическая практичность; побуждение к проактивности
и необходимости принимать решения; возможность обобщения и применения в широком поле задач, подтвердили по своим качественным показателям свою
эффективность и обосновали применение как в курсе подготовки специалистов
в области специального образования, так и для учителей общеобразовательных
школ, в будущем − интегрированных классов.
This research highlights actual and practical aspects of the formation of
psychological readiness of future specialists of corrective education and teachers of
secondary schools for their work with children having musculoskeletal disorders in
the specialized educational establishments with inclusive and integrative forms of
education. Subject thesis contains specially designed dual program of the formation
of psychological readiness for professional activities of rehabilitation orthopedagogues which consists of two components, e.g. the first one is the operational
activity block, and the second one is the personal training. The provision of the
developed psychologically aimed subjects anticipates formation of the operational
activity block of the psychological readiness for the professional activities of
rehabilitation ortho-pedagogues. The presence of the axiological component,
motivation and will, training and emotional mentality development, adaptation,
professional self-realization, and prevention of professional burn-out are the precondition leading to the second block formation, e.g. personal training.
It was stated that the factors of the psychological readiness of future
specialized and integrative education specialists for work with children having
impaired development is a complex of gained knowledge, skills, and habits they
received in the higher educational establishments as well as the elaborated
phycological readiness training program. It was discovered that the level of emotional
mentality affects formation of pedagogical competency, copying strategies, and
situational anxiety.
There were developed efficiency criteria of the proposed training exercises,
e.g. psychological and pedagogical practicality, prompting proactivity and necessity
of making decisions, possibility of generalization and application for a wide range of
tasks. Such criteria due to their quality indicators have proved their efficiency and
further application as in the course of specialists’ training in the field of specialized
education as for the secondary education teachers, in the future integrated classes.