У дисертаційному дослідженні вперше в українській соціогуманітарній науці висвітлено історичні трансформації образу міста та показано, що місто –
це штучно сконструйований соціальний простір, котрий впорядковується суспільними законами, які, завдяки відповідності панівним у різні історичні періоди онтологічним уявленням, визначають не тільки ідеали, норми та цінності міського життя, а й організаційну структуру міського простору. Встановлено, що осереддям сучасних соціокультурних трансформацій міста є культурна ідентичність, котра нерозривно пов’язана з переживанням та усвідомленням людьми себе не тільки частиною певного соціокультурного простору з відповідними йому соціальними ідеалами та стандартами, а й визнання своїми історично сформованих та розміщених на означених території культурних надбань спільноти. Доведено, що формування мегаполісів є важливою та загрозливою тенденцією сучасності. З одного боку, мегаполіс забезпечує вихід регіональних
та національних еліт у глобальний світ, поміж тим, з іншого – зумовлює розмивання модерних форм колективної ідентичності (етнічної, національної) та зростання соціальної напруги на всій території, що входить в його культурне, політичне та економічне поле.
В диссертационном исследовании впервые в украинской
социогуманитарной науке освещены исторические трансформации образа города и показано, что город – это искусственно сконструированное социальное пространство, которое упорядочивается социальными законами. Именно они, благодаря своему соответствию господствующим в разные исторические периоды онтологическим представлениям, определяют идеалы,
нормы и ценности городской жизни, а также организационную структуру городского пространства.
Показано, что средоточием современных социокультурных трансформаций города является идентичность, которая неразрывно связана с
переживанием и осознанием людьми себя не только частью определенного социокультурного пространства с соответствующими ему социальными идеалами и стандартами, но и признание своими исторически сложившихся и расположенных на определенной территории культурных ценностей сообщества. Они в кодифицированном виде транслируют совокупность
смыслов и ценностей, понятных и приемлемых преимущественно представителями четко обозначенного городского сообщества, даже несмотря на то, что именно эти достижения делают город узнаваемым для других.
Одной из главных предпосылок формирования культуры и идентичности современного города была секуляризация. Именно благодаря ей началось
разрушение свойственных домодерной культуре оснований группового единства, и, как следствие – утверждение индивидуализма. Неоднозначность
истоков и этапность развития секуляризации в полной мере отразились в стилевом своеобразии городской культуры и структурно-пространственной
пространства города. Подчеркнуто, что в период индустриализации происходит стандартизация
всех сфер общественной жизни города, вследствие чего формируется типичный образ городского жителя, ценности и общественные приоритеты которого
обычно определяются классовой или гендерной принадлежностью. Именно благодаря этим изменениям формируется «массовый человек», а также усиливается оппозиция центра и периферии Тотальная информатизация общества, которую обеспечило повсеместное распространение персональных компьютеров, гаджетов, широкое распространение телекоммуникационных сетей, мобильной связи и Интернета, стала одной из причин существенных изменений в социокультурном бытии города. Он начал быстро терять традиционную структурно-пространственную и социальную организацию, постепенно превращаясь в децентрализованное
социальное пространство, жители которого не обладают единой групповой идентичностью. Глобализация, продолжая начатые информатизацией трансформации,
проводит к формированию мегаполисом, как к важному и одновременно угрожающему явлению современности. Эта амбивалентность обусловлена тем, что мегаполис, с одной стороны, обеспечивает выход региональных
(национальных и пр.) элит в глобальный мир, тем самым способствуя их превращению в автономных субъектов мировой экономики и международной политики, а с другой – способствует размыванию модерных форм
коллективной идентичности (этнической, национальной, городской), следовательно, и росту социальной напряженности на всей территории, входящей в культурное, политическое и экономическое пространство
мегаполиса.
For the first time in the dissertation research in the Ukrainian sociohumanitarian science the historical transformations of the image of the city are highlighted astandardizationnd it is shown that the city is an artificially constructed social space,
which is regulated by social laws, which, due to the ontological representations,
determine the norms, determine the norms, norms, and norms of urban life, but also
the organizational structure of urban space.
It is established that the center of contemporary socio-cultural transformations
of the city is an identity, which is inextricably linked with the experience and
awareness of people not only part of a certain socio-cultural space with its
corresponding social ideals and standards, but also recognition of their historically
formed and placed on designated territories.
It has been proved that the formation of metropolitan areas is an important and
threatening trend of modern times. On the one hand, the metropolis provides for the
entry of regional (national or otherwise) elites into the global world, while on the
other, it causes the erosion of modern forms of collective identity (ethnic, national)
and the growth of social tension throughout its territory, which is part of its cultural,
political and economic collapse.