ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Заїнчківська, Ірина Петрівна | |
dc.date.accessioned | 2020-04-22T04:34:02Z | |
dc.date.available | 2020-04-22T04:34:02Z | |
dc.date.issued | 2020 | |
dc.identifier.citation | Заїнчківська, Ірина Петрівна. Етнорелігійні виміри творчої спадщини І. Огієнка : автореф. дис. ... канд. філос. наук : 09.00.05 – історія філософії / Заїнчківська, Ірина Петрівна ; [наук. керів. Мозгова Наталія Григорівна ] ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2020. - 18 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/28228 | |
dc.description.abstract | У дисертаційній роботі вперше в історії української філософської думки розкрито особливості етнорелігійної складової інтелектуального доробку І. Огієнка, виявлено загальну лінію наукових пошуків вченого та показано, що вони незмінно оберталися навколо проблем формування української етнокультурної самобутності. Чільне місце в дисертації відведено висвітленню поглядів І. Огієнка на розвиток культурної окремішності українців та її зв’язку історією становлення української літературної мови. Остання, згідно з висновками вченого, почала формуватися ще у ХVІ ст., проте повноцінного розвитку набула вже у ХІХ ст. завдяки зародженню української літератури як одного з головних чинників формування загальноукраїнського комунікативного простору. Поряд з іншим, визначено теоретичний потенціал історико-релігійної спадщини І. Огієнка та показано, що релігія та церква в певні історичні періоди були важливими чинниками культурного самовизначення усіх верств українського населення. Втім, ментальним осердям культурної самобутності українців є дохристиянські вірування, які глибоко проникли в мову та обрядову практику українців та визначили їхню етнокультурну самобутність. | ua |
dc.description.abstract | В диссертационной работе впервые в истории украинской философской мысли раскрыты особенности этнорелигиозной составляющей интеллектуального наследия И. Огиенко, выявлено общую линию научных исследований ученого и показано, что они неизменно оборачиваются вокруг проблем формирования украинской этнокультурной самобытности. Подобная работа интересна и важна прежде всего тем, что в современной украинской социогуманитарной науке, труды И. Огиенко тщательно и всесторонне изучаются, как правило, педагогами, лингвистами, историками, литературоведами, которые часто пользуются описательным методом, иногда дополняя его правилами сбора и издания эпистолярного наследия. Диссертационная работа имеет важное значение для изучения многих аспектов научного наследия И. Огиенко, однако не обладает должным методологическим инструментарием для определения общих интенций научных поисков украинского ученого. Необходимость разработки целостного видения творческого наследия И. Огиенко стала главной причиной исследования наиболее влиятельных в современной гуманитарной науке теорий истории философии вообще и истории национальной философии в частности. В процессе их анализа было обнаружено возрастание научного интереса к этой проблеме. Он сопровождается постепенным переосмыслением или уточнением существующих теорий истории украинской национальной философии, вследствие чего происходит дополнение существующих теоретико-методологических проектов исследования украинского историко-философского процесса достижениями тех интеллектуалов, чье наследие пока что не получило должного внимания у историков украинской философии, даже несмотря на то, что имеет важное значение для возрождения коллективной памяти украинского народа и развития знаний об историческом прогрессе украинской научной мысли. Несмотря на кажущуюся разноплановость научного наследия И. Огиенко, все его научные труды неизменно касаются украиноведческой проблематики, сердцевиной которой неизменно оставался вопрос о влиянии языка на процесс формирования этнического и национального единства украинцев Познакомившись с теоретическими достижениями своих предшественников, ученый всю свою научную жизнь придерживался убеждения, что язык и прежде всего литературный язык – это один из главных признаков существования отдельного народа. Тем не менее, убеждения И. Огиенко относительно основополагающего значении языка в процессе формирования этнокультурной обособленности сообщества не нашли однозначной поддержки в интеллектуальном дискурсе ХХ в., что, скорее всего, стало одной из причин обесценивания той части его интеллектуального наследия, которая посвящена процессам формирования коллективного единства. Более привлекательными для украиноведов и религиоведов оказалась та часть творческого наследия И. Огиенко, которая посвящена проблемам истории религии в Украине и часто сопрягалась с исследованием факторов, повлиявших на формирование национального своеобразия Украинской Церкви. Несмотря на целый ряд критических моментов и противоречий, такой подход прежде всего позволил ученому представить собственное и весьма оригинальное видение процесса формирование этнокультурной самобытности украинского народа. | ua |
dc.description.abstract | The dissertation, for the first time in the history of Ukrainian philosophical thought, has disclosed the peculiarities of the ethnoreligious component of I. Ohienko’s intellectual work, has revealed the general line of scientific research of the scientist, and has shown that his scientific inquiry invariably revolved around the problems of establishing the Ukrainian ethnocultural identity. In addition, the paper defines I. Ohienko’s vision of the role of language in the process of developing the cultural distinctiveness of Ukrainians, explicates the contradictions of its formation, identified by I. Ohienko, and reveals the importance of the Ukrainian literary language in the process of developing a homogeneous Ukrainian culture. Among other things, the theoretical potential of the historical and religious heritage of I. Ogienko has been determined and it has been shown that religion and the church in certain historical periods were important factors of cultural self-determination of all segments of the Ukrainian population. and defined their ethno-cultural identity. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Видавництво Національного педагогічного університету імені М.П. Драгоманова | ua |
dc.subject | етнорелігійні виміри | ua |
dc.subject | теорія історії філософії | ua |
dc.subject | національна філософія | ua |
dc.subject | народ | ua |
dc.subject | народність | ua |
dc.subject | етнос | ua |
dc.subject | нація | ua |
dc.subject | релігія | ua |
dc.subject | двовір’я | ua |
dc.subject | релігійна культура | ua |
dc.subject | колективна пам’ять | ua |
dc.subject | церква | ua |
dc.subject | этнорелигиозное измерение | ua |
dc.subject | теория истории философии | ua |
dc.subject | национальная философия | ua |
dc.subject | народ | ua |
dc.subject | народность | ua |
dc.subject | этнос | ua |
dc.subject | нация | ua |
dc.subject | религия | ua |
dc.subject | церковь | ua |
dc.subject | двоеверие | ua |
dc.subject | религиозная культура | ua |
dc.subject | коллективная память | ua |
dc.subject | ethno-religious dimensions | ua |
dc.subject | theory of history of philosophy | ua |
dc.subject | national philosophy | ua |
dc.subject | people | ua |
dc.subject | nationality | ua |
dc.subject | ethnos | ua |
dc.subject | nation | ua |
dc.subject | religion | ua |
dc.subject | church | ua |
dc.subject | dual beliefs | ua |
dc.subject | religious culture | ua |
dc.subject | collective memory | ua |
dc.subject.classification | 81:140.8+316.4 (І. Огієнко) | ua |
dc.title | Етнорелігійні виміри творчої спадщини І. Огієнка | ua |
dc.type | Other | ua |