Роботу присвячено дослідженню проблеми навчання фахових дисциплін
інформатичного циклу майбутніх учителів технологій з використанням
комп’ютерного моделювання. Показано, що використання комп’ютерного
моделювання при навчанні фахових дисциплін інформатичного циклу повинно
здійснюватися з урахуванням дидактичних принципів: науковості, свідомості та
активності, доступності, системності та послідовності, індивідуального підходу в
навчанні. Сформульовано та описано основні методи використання комп’ютерного
моделювання у навчанні інформатичних дисциплін, обґрунтовано методологічні
підходи та організаційно-педагогічні умови ефективного впровадження
комп’ютерного моделювання у процес інформатичної підготовки учителів
технологій. Розроблено методику навчання інформатичних дисциплін майбутніх
учителів технологій з використанням комп’ютерного моделювання. Створено та
експериментально апробовано електронні навчально-методичні комплекси з
використанням комп’ютерного моделювання з п’яти фахових дисциплін
інформатичного циклу. Ефективність впровадження експериментальної методики
аргументовано кількісними та якісними показниками в ході формувального
експерименту
Работа посвящена исследованию проблемы обучения профессиональных
дисциплин информатического цикла будущих учителей технологий с
использованием компьютерного моделирования. Показано, что использование
компьютерного моделирования при обучении профессиональных дисциплин
информатического цикла должно осуществляться с учетом дидактических
принципов: научности, сознательности и активности, доступности, системности и
последовательности, индивидуального подхода в обучении. Сформулированы и
описаны основные методы использования компьютерного моделирования в
обучении информатических дисциплин, обоснованы методологические подходы и
организационно-педагогические условия эффективного внедрения компьютерного
моделирования в процесс информатической подготовки учителей технологий.
Разработана методика обучения информатических дисциплин будущих учителей
технологий с использованием компьютерного моделирования.
Разработаны электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по
дисциплинам информатического цикла представляют собой поименованную,
целостную, взаимосвязанную, единую системно организованную совокупность,
включающую в себя: формализованные общеобразовательные и профессионально
значимые знания; средства для их автоматизированного хранения, накопления и
обработки; средства организационно-методического обеспечения процесса
информатической подготовки.
ЭУМК, органично объединенные в информационно-обучающую среду
информатической подготовки, выступают носителями эффективного обучения
дисциплин информатического цикла за счет: предоставление необходимых
студентам информационных сервисов, создания условий для их самообразования и
саморазвития, формирования у них знаний, умений и опыта деятельности в ходе
постоянной работы с ЭУМК; творческого процесса самообучения и
самообразования, в котором студенты имеют равные возможности для
самореализации; значительной свободы и многообразия возможностей для
самореализации и творчества, когда внешние требования и регламентация
минимальны; общепедагогической деятельности, которую студенты осуществляют
самостоятельно по отношению к самим себе с позиции активности, наличия четкой
мотивации и интереса.
Компоненты компьютерного моделирования в среде ЭУМК для обеспечения
процесса обучения профессиональных дисциплин информатического цикла
являются базовыми дидактическими средствами в системе формирования профессионально-ориентированной среды обучения дисциплинам
информатического цикла и представляют собой учебно-методические блоки, где
систематизированное изложение учебного материала сочетается с методическими
установками.
Проведенное исследование показало, что разработанная методика обучения
информатических дисциплин будущих учителей технологии на основе
использования в среде ЭУМК программных средств компьютерного
моделирования, повышает эффективность процесса информатической подготовки
и оказывает положительное влияние на качество обучения информатических
дисциплин. В исследовании показано, что при наличии развитой методической
базы, использование в обучении программных средств компьютерного
моделирования, процесс обучения дисциплинам информатического цикла
становится более динамичным, информационно емким и основательным.
Эффективность внедрения экспериментальной методики аргументировано
количественными и качественными показателями в ходе формирующего
эксперимента
The work is devoted to research problems of training of professional disciplines of
the informative cycle of future technologies teachers using computer simulations. It is
shown, that the use of computer simulations in training of professional disciplines of
informative cycle should be carried out taking into account didactic principles: scientific,
awareness and activity, accessibility, consistency and sequence, individual approach to
learning. Formulated and described the main methods of the use of computer simulations
for training of informative disciplines, justified the methodological approaches,
organizational and pedagogical conditions of effective introduction of computer
simulations in the process of informative training of technologies teachers. Developed the
methods of teaching of informative disciplines of future technologies teachers using
computer simulations. Created and experimentally tested of electronic educationalmethodological complexes using computer simulations of five professional disciplines of
informative cycle. Efficiency of implementation of experimental methods is justified by
quantitative and qualitative indices during forming experiment.