У дисертації презентовано теоретико-експериментальне дослідження
розвитку культури професійного спілкування державних службовців у системі
безперервної освіти. Теоретично визначено сутність культури професійного
спілкування державних службовців, виділено функціональні компоненти культури
професійного спілкування державних службовців та їх конструкти. Обґрунтовано
діяльнісно-акмеологічний підхід до розвитку культури професійного спілкування
державних службовців, розроблено його вихідні наукові положення, визначено
психологічні умови та механізми розвитку функціональних компонентів культури
професійного спілкування державних службовців у системі безперервної освіти.
Розроблено та психометрично перевірено комплексну психодіагностичну
методику «Культура професійного спілкування державних службовців».
В диссертации представлено теоретико-экспериментальное исследование
развития культуры профессионального общения государственных служащих в
системе непрерывного образования. Проанализированы научные подходы к
изучению сущности культуры и ее производных в психологии, раскрыты родовидовые связи общей культуры, профессиональной культуры, психологической
культуры и культуры общения. Теоретически определена сущность культуры
профессионального общения государственных служащих в широком и узком
значениях, выделены функциональные компоненты (перцептивно-аналитический,
трансляционно-информационный, управленческо-координационный, личностнопрофессионального развития) культуры профессионального общения
государственных служащих и их конструкты (психологическую готовность к
профессиональному общению, психологическую компетентность в
профессиональном общении, акмеологические инварианты личности в
профессиональном общении). Расширено этапы традиционной системы
непрерывного образования государственных служащих. Обосновано
использование деятельностно-акмеологического подхода к развитию культуры
профессионального общения государственных служащих, разработаны его
исходные научные положения (динамизма культуры профессионального общения
государственных служащих; профессиональной валидности культуры
профессионального общения государственных служащих; гармоничности
развития внутренней и внешней сторон культуры профессионального общения
государственных служащих; непрерывности и целенаправленности развития
культуры профессионального общения государственных служащих в системе
непрерывного образования), определены психологические условия
(сформированность профессионально-значимых качеств субъекта общения,
доминирование альтероцентристской или диалогической направленности,
освоение системы знаний по теории профессионального общения, имплементация
системы знаний в практику профессионального общения) и механизмы (экстериоризации и рефлексии) развития функциональных компонентов культуры
профессионального общения государственных служащих в системе непрерывного
образования. Разработана и психометрически проверена комплексная
психодиагностическая методика «Культура профессионального общения
государственных служащих». Эмпирически исследованы содержание и динамика
культуры профессионального общения государственных служащих, выявлены
актуальные потребности и закономерности развития функционально-структурных
составляющих культуры профессионального общения государственных служащих
с различным стажем профессиональной деятельности. Представлена технология
развития культуры профессионального общения государственных служащих на
этапах допрофессионального образования, подготовки / переподготовки и
повышения квалификации, доказана ее эффективность и целесообразность
внедрения в систему непрерывного образования государственных служащих.
The thesis presents theoretical and experimental study of the development of civil
servants’ professional communication culture in the system of continuous education.
The essence of civil servants’ professional communication culture has theoretically been
defined, functional components of civil servants’ professional communication culture
and their constructs have been identified. There have been grounded an activity-based
and acmeological approach to developing civil servants’ professional communication
culture; the author has elaborated its original scientific provisions, identified
psychological conditions and mechanisms of functional components development of
civil servants’ professional communication culture in the system of continuous
education. A comprehensive psychodiagnostic methodology «Civil servants’
professional communication culture» has been developed and psychometrically tested.
There have been empirically investigated the content and the dynamics of civil servants’
professional communication culture, identified the current needs and peculiarities of
developing functional and structural components of civil servants’ professional
communication culture with different professional experience. The paper presents the
technology of developing civil servants’ professional communication culture at the
stages of their pre-service training, basic training and advanced training, there have been
proven its effectiveness and feasibility of introducing it into a system of civil servants’
continuous education.