За результатами здійсненої багатовекторної нейропсихологічної діагностики
доведено, що причинами труднощів оволодіння ГМН є недостатньо сформована в
учнів з аутизмом складноорганізована сенсомоторна база та різні види
програмування, регулювання і контролю графо-моторної діяльності.
Розроблена, обґрунтована і здійснена експериментально-дослідна апробація
запропонованого алгоритму інтенсифікації процесу формування ГМН забезпечила
максимально можливе усунення дефіциту і/або корекції дисфункції блоків мозкової
організації та інтенсифікацію процесу поетапного формування ГМН в учнів з
аутизмом. Спеціальні методики письма розроблялися з урахуванням виявлених
труднощів переходу від характерної для більшості учнів з аутизмом розчленованої
цілісності до її симультанного об’єднання. Результати узагальнення отриманих
експериментальних матеріалів доводять, що запропонована комплексна програма
корекційно-розвиваючої роботи позитивно вплинула на стан операціонального і
практично всіх компонентів регулюючої системи молодших школярів з аутизмом.
В диссертации раскрыта сущность и особенности графо-моторного навыка
(ГМН) как наименьшей базовой неделимой единицы графики, которая обеспечивает
письменную репрезентацию соответствующей фонемы, последовательный ряд
графем и является конечным звеном в цепи операций, составляющих процесс
письма. Как эффекторное звено письма ГМН влияет на его процесс в целом и в
значительной мере определяет результативность усвоения других учебных
предметов учениками с аутизмом. В тоже время как базовое инвариантное действие
способствует формированию функции приема, переработки, хранения и
воспроизведения основных видов рецептивной информации и развитию функции
эфферентной серийной организации, регулирования и контроля.
Разработана структурно-функциональная организация графо-моторной
деятельности и выделены ее психофизиологические операции. Определены
нейропсихологические и психологические различия у детей с аутизмом по
параметрам состояния функций трех блоков. В то же время результаты анализа
возрастных особенностей выполнения диагностических задач показали, что процесс
развития управляющих функций у детей с аутизмом происходит в возрасте 8-9 лет и
идет по двум направлениям: улучшается качество (снижается количество ошибок,
увеличивается производительность) и возрастает скорость выполнения.
Объективизация распределения учеников с аутизмом на группы по множеству
выявленных причин трудностей овладения ГМН осуществлялась по статистическим
параметрическим критерием распознавания. Признаками, характеризующими
способность идентифицировать причины трудностей, были определены
функционально-энергетический, функционально-операционный структурные
компоненты и составляющие управляющих функций.
Экспериментальная программа разработана с учетом полученных
экспериментальных материалов и существующего согласования положений
функциональной организации мозговой деятельности с основными
нейропсихологическими теориями объяснения РАС, основанных на ведущих
симптомокомплексах данного нарушения. Обоснована и экспериментально
подтверждена целесообразность направления процесса формирования ГМН у
учащихся с аутизмом на обеспечение максимально возможной коррекции дефицита
дисфункции их блоков мозговой организации (I этап) и гармонизации сукцесивно-
симультанной деятельности учащихся с аутизмом путем целенаправленного
формирования синтетической составляющей одновременно с интенсификацией
развития достаточно созревшей аналитической (II этап). Установлено, что
оптимизация компонентов общего психического развития ребенка с аутизмом
(внимания, эмоционального состояния, речемыслительного развития) обусловлена
универсальным характером синтетических структур, а их гармонизация
способствует всестороннему развитию данной категории учащихся. Показано, что
при специальной организации обучения детей с аутизмом, которая учитывает как
структуру их полиморфного нарушения, так и характерные особенности состояния развития их универсальных действий и операций, возможно обеспечить
интенсификацию процесса формирования у них ГМН и развитие познавательной
деятельности.
Доказано, что предложенная комплексная программа коррекционно-
развивающей работы положительно повлияла на состояние операционального и
практически всех компонентов регулирующей системы учеников с аутизмом.
Снизилась импульсивность, повысился уровень устойчивости усвоенной программы
выполнения ГМН и возможности переключения с одного элемента программы на
другой и усвоения более сложных программ деятельности, улучшилось состояние
принятия помощи со стороны педагогов и родителей. Доказано, что формирование у
учащихся ГМН должно происходить в направлении, соответствующему
спиральному развитию восприятия от нерасчлененной целостности через ее
дифференциацию в сукцесивно-симультанных схемах и завершаться интеграцией в
уточненном и дифференцированном виде ГМН. Достижение учащимися большей
гармонизации сукцесивно-симультанной деятельности и применения
интегрированного способа обучения, который поэтапно синтезировал в себе
различные методы обучения письму, обеспечили максимально возможную
адаптацию процесса формирования ГМН к индивидуальным особенностям
учащихся с РАС и, как результат, способствовали овладению навыками на разных
уровнях сформированности. Внедрение экспериментальной программы
формирования ГМС способствовало достижению определенных, но знаковых для
учеников с аутизмом результатов в функционировании их эмоционально-волевой
сферы: создании общего эмоционального фона, регулировке уровня внимания,
улучшении их эмоционально-мотивационного поведения.
In the dissertation, the essence of graph-motor skills (GMS) is revealed as the
smallest basic indivisible unit of graphics, which provides in writing the representation of
the corresponding phoneme, a consistent sequence of graphs and they are the final links in
the chain of operations that constitute the writing process. As the effector part of the GMS
writing affects the process of writing in general, but as a basic invariant action mostly
determines the effectiveness of mastering of other subjects by pupils with autism. A model
of the structural and functional organization of graph-motor activity is developed and its
psychophysiological operations are distinguished.
In the context of the determined levels of mastering of the program linguistic
material, it has been found out a direct dependence of the quality of written work
performance by pupils with autism from the state of assimilation of the programmatic linguistic material, as well as from the lack of formation of predominantly all levels of the
control system of movements. Its manifestation in written works identified the graph-
motor mistakes, which had a different degree of severity but did not always reach the level
of severity provided for dysgraphia.
According to the results of a multi-vector neuropsychological diagnosis, it is proved
that the causes of the difficulties of mastering the GMS of pupils with autism are the
inadequate formation of a complex sensorimotor base and different types of programming,
regulation and control of graph-motor activity.
It has been developed, substantiated and accomplished the experimental and
investigative approbation of the proposed algorithm for intensifying the formation of
GMS. It ensured the maximum possible elimination of deficiency and/or correction of
dysfunction of the brain organization units and intensification of the process of gradual
formation of GMS of pupils with autism.
Special methods of writing were developed taking into account the identified
difficulties. Most pupils with autism were characterized by difficulties with the transition
from the dismembered integrity to its simultaneous unity.