У дисертації здійснено аналіз першоджерел з проблеми в ракурсі різних
наук та напрямків Дослідження показало, що лексичний компонент
мовленнєвої системи дітей із ТПМ характеризується переважно низьким
рівнем оволодіння значенням фразеологізмів, роль яких у мовленні -
експресивна оцінка явищ дійсності та людської поведінки.
На основі виявлених особливостей операцій із фразеологізмами
молодших школярів із ТПМ, було розроблено корекційну методику, навчання
за якою сприяло ефективному розв'язанню проблеми шляхом розвитку
орієнтувальної основи діяльності спілкування у дітей, організації
алгоритмічної діяльності лінгвістичного аналізу фразеологізмів та побудови
текстових повідомлень комунікативного спрямування. Підвищення рівня
засвоєння функціонально-стилістичного значення фразеологізмів та
формування культури спілкування засобами фразеологізмів відповідно до
національних культурних традицій у задіяних в експериментальному навчанні
молодших школярів із ТПМ підтверджено даними статистичної перевірки.
В диссертации осуществлён анализ первоисточников, изучающих
проблему с позиций различных научных школ и концепций в ракурсе
психологии, психолингвистики, лингвистики, педагогики и определены
теоретико-методологические основы формирования культуры общения
средствами фразеологизмов у детей младшего школьного возраста с ТНР
(тяжёлыми нарушениями речи). Современные интерпретации деятельности
речевого общения заключаются в признании многоаспектное™ и сложности
этого явления действительности, изучение которого перспективно
осуществляется в русле теоретического направления - теории деятельности. В
структуру деятельности общения входят связанные с мышлением процессы
порождения и восприятия речевого высказывания, развитие которых
происходит на патологической основе у детей с ТНР, оказывая негативное
влияние на формирование и реализацию речевого общения.
Проанализированы педагогические исследования относительно методов и
приемов формирования лексического компонента речевой деятельности, в
частности, фразеологических средств общения, для решения детьми младшего
школьного возраста коммуникативных задач и выявлена недостаточная
разработанность лингводидактических основ формирования культуры общения
у детей младшего школьного возраста с ТНР средствами фразеологизмов.
Разработана программа констатирующего эксперимента, критерии
оценивания актуального состояния знаний, умений, навыков учеников с ТНР,
определен преимущественно низкий уровень качества результатов их
деятельности. Теоретически обоснованы цели, содержание предметной и
деятельностной составляющих методики формирования культуры общения у
детей младшего школьного возраста с ТНР средствами фразеологизмов.
При организации экспериментального обучения на первом
ориентировочно-пропедевтическом этапе основное внимание сосредоточено
на развитии ориентировочной основы деятельности общения, которая
сопровождает общение, диктует выбор стиля речи и языковых средств, в
частности, фразеологизмов, экспрессивно-характеризующее значение
которых эффективно усваивается при анализе смыслового ядра учебных
текстов и приобщения ребенка с ТНР к культурному знанию и опыту нации.
Условием успешности усвоения фразеологизмов младшими школьниками с
ТНР на втором этапе разработанной методики - этапе алгоритмических
действий, явились руководимые педагогом произвольные алгоритмические
операции лингвистического анализа слов и фразеологизмов с моделированием
их формальных признаков, отражения в модели фразеологизма наличия
экспрессивно-оценочной коннотации. На третьем, конструктивно-творческом
этапе, в сбалансированной системе разных типов тренировочных упражнений
осуществлена организация деятельности учеников по активному построению
экспрессивно-оценочных высказываний с перебором языковых средств, в том
числе и фразеологизмов, в соответствии с целью и условиями коммуникации.
Результаты формирующего эксперимента показали эффективность
предложенного в методике структурирования учебного материала, системы
приемов обучения, алгоритма решения коммуникативных и языковых заданий.
Эффективность методики подтверждена повышением уровня качества
знаний, которые можно охарактеризовать как осознанные, обобщенные,
устойчивые, а также необходимых умений для осуществления речевого
общения с использованием фразеологизмов, в соответствии с украинскими
культурными традициями.
The analysis of documentary sources on the given subject from the point o f view
of different sciences and scientific approaches has been made in the dissertation. The
research identified insufficiencies in development of the vocabulary' component of the
language system of the children with severe speech disorders, such as low level of
understanding of idioms that fulfill the function of verbal expressive evaluation and
attitude towards people’s behavior and actions.
Based on the determined peculiarities in operations with the idioms, conducted
by the children with severe speech disorders, the author has developed corrective
educational methodic promoting effective solution of the described problem. It provides
means for development of orientation foundations for communication activities of the
children; development of algorithm for linguistic analysis of the idioms and producing
text messages in communication. Increase in the level of acquirement of functional
assignment and stylistic content of the idioms and development of communication
culture in accordance to the national traditions within the experimental group of children
with severe speech disorders was confirmed by the statistic verification.