Дисертаційне дослідження присвячене проблемі обгрунтування та розробки методики
формування техніко-конструкторських знань і вмінь учнів сільської школи в позаурочний
час, в основу якої покладено модель процесу техніко-конструкторської діяльності. Її
головними елементами є дидактична мета та завдання, принципи і зміст, форми і методи,
засоби (та їхня класифікація), результати діяльності.
Розкрито суть і шляхи організації і проведення позаурочних заходів з технічної
творчості учнів.
Розроблено методичні рекомендації щодо організації техніко-конструкторської
діяльності учнів у сільських середніх загальноосвітніх шкіл у позаурочний час, відбору
об’єктів конструювання, проведення занять у технічних гуртках.
Визначено, що запропонована методика сприяє ефективності формування техніко-конструкторських знань і вмінь учнів сільської школи в позаурочний час.
Диссертационное -исследование посвященное проблеме обоснования и разработке
методики формирования технико-конструкторских знаний и умений учеников сельской
школы во внеурочное время, в основу-которой положена модель , процесса технико-конструкторской деятельности. Ее главными элементами являются дидактическая цель и
задачи, принципы и содержание, формы и методы, средства (и их классификация)
результаты деятельности.
Задачи, которые возникли сегодня перед нашим обществом, связаны с поиском
резервов повышения эффективной деятельности человека, что значительной мерой
кроется в раскрытии его творческого потенциала. Необходимо воспитывать молодое
поколение в атмосфере творчества, поиске новых, более совершенных решений. Поэтому
перед педагогической наукой возникают сложные и ответственные задания
формирования активной личности, которая решала бы творческие задачи в науке,
производстве, обществе.
Творчество есть ведущим условием в деятельности учеников. Однако практика
учебного процесса в сельской общеобразовательной средней школе говорит о том, что
учителя очень часто оставляют без внимания творческие процессы. Не будучи сами
достаточно ознакомленными с закономерностями и механизмами этого процесса, они не
опираются в своей роботе на них, а это усложняет процесс усвоения учениками
необходимой информации, тормозит формирование у них творческого отношения к своей
деятельности.
Исследованиям творчества, которые начались в 50-х годах XX столетия, посвятили
свои научные роботы Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, О.М. Матюшкин,
С.Л. Рубинштейн, Ю.О. Самарин, К.А. Славская, и другие. Они изучали субъективно
осознанные звенья творческой деятельности, считая, что мышление возникает в
проблемной ситуации и направлено на ее решение, изучали процессуальную сторону
творческих актов.
Раскрыта суть и пути организации и проведения внеурочных мероприятий по
техническому творчеству учеников. В результате проведенного исследования наметились
такие пути усовершенствования методики организации технического творчества учеников:
- технико-конструкторские задачи должны применяться совместно с другими
типами задач. Выбор учебных задач (в том числе технико-конструкторских) должен
определяться их дидактическими возможностями и дидактическими целями урока, занятия
кружка или факультатива. Каждая конкретная задача должна быть составной частью
определенной системы технико-конструкторских задач;
- рекомендованные для усовершенствования технические объекты должны быть, по
возможности, простыми, доступными для понимания. В ходе решения технико-конструкторских задач, связанных с указанными техническими объектами появляется
возможность не только их усовершенствования, но и создания принципиально новых,
вплоть до конструкторского внедрения идей. Это способствует реальному выходу на
рационализаторскую и изобретательскую деятельность.
В работе делается ударение на то, что завершение решения технико-конструкторской
задачи возможно на занятии технических кружков и уроках трудового обучения в школьных
мастерских. В частности:
- количество технико-конструкторских задач можно увеличить путем доработки
действующих конструкций или объектов. Для этого необходимо исключить из существующей конструкции некоторые элементы, оставив “кое-что”, его функциональное назначение и техническое противоречие, которое необходимо устранить в процессе
решения технико-конструкторских задач;
- необходимо привлекать учеников к созданию и постановке самостоятельных
технико-конструкторских задач. Это не только способствует росту активности умственной
деятельности, но и расширению возможностей нахождения нестандартных решений в
разных сферах жизни, то есть формирует жизненную стратегию творческой личности.
Разработаны методические рекомендации для организации технико-конструкторской
деятельности учеников сельских средних общеобразовательных шкал во внеурочное время,
отбора объектов конструирования, проведения занятий в технических кружках. В
методических рекомендациях определены: организационно-методические условия успешного
и эффективного выполнения учащимися проектов на занятиях технических кружков и уроках
трудового обучения в процессе изучения технических видов труда; реализация личностного
ориентированного подхода на занятиях технических кружков и уроках трудового обучения в
процессе выполнения творческих проектов, решения технико-конструкторских задач,
систематическая деятельность учителя, направленная на развитие творческого потенциала
учащихся во время выполнения проектов различного содержания и характера; выполнение
учащимися основных этапов технико-конструкторской деятельности; перспективное и
текущее планирование технической творчести учащихся.
Предложенная методика организации технико-конструкторской деятельности, которая
включает в себя содержание, этапы деятельности учителя и учащихся, определённые цели,
тактические действия, средства, условия, обеспечивающие развитие творческой активности,
повышение мотивации и интереса школьников к техническому творчеству. По этой
методике учащиеся сельских средних общеобразовательных школ выполняют
индивидуальные и коллективные проэкты. Разработанная методика способствует повышению
эффективности формирования технико-конструкторских знаний и умений учеников
сельской школы во внеурочное время
The thesis is dedicated to the working out and scientific substantiation of the methodological
knowledge and skills of rural school pupils in the extracurriculum time, based on the model of the
process of the techinical-construction activity. Its main elements are didactive purpose and task,
principles and contents forms and methods, means and theiv classification activity results.
The core, ways of the organization and carrying out of the extracurriculum activitts in pupils
techinical creative work.
1920
Methodological recommendations as to the organization of techinical-construction activity of
pupils in rural secondary schools in the extracurriculum time, selection o f the construction obgects,
carrying out of the classes in techinical clubs were worked out.
It wos found out that suggested methodology adds effectivity do the formation of techinicalconstruction knowledge a skills of rural school pupils in the extracurriculum time