Актуальність досліджуваної теми обумовлена загостренням проблеми
самотності в соціальному середовищі. Автор аналізує визначення самотності,
які представлені зарубіжними й вітчизняними вченими; дає власне визначення
самотності. В дослідженні представлено онтологічний статус самотності.
Запропонована онтологічна модель самотності відображає динаміку появисамотності як системного ЦІЛОГО.
Серед восьми теоретичних підходів до самотності значне місце приділено
екзистенціальній концепції, яка в філософському осмисленні самотності
посідає особливе місце.
У роботі розкривається феноменологія самотності через генезис
самотності відповідно з розвитком компонентів “Я -“ і “ М и-свідом ість” людини.
Виявлені і розглянуті: тенденції самотності (самотність як усамітнення і
негативна самотність), чоловіча й жіноча іпостасі феномена самотності на
певних етапах розвитку особистості людини, дві форми прояву самотності -
зовнішня і внутрішня, причини самотності, які пов’язані з комунікацією й
соціальною адаптацією та шляхи втечі й реального подолання самотності.
Диссертация посвящена исследованию феномена одиночества как
проблемы существования человека в социуме. О собенно актуальной эта тема в
европейской философии становится начиная с X IX века, когда эта философия
переходит в неклассическую форму. Неклассическая, прежде всего
эзистенциально ориентированная философия рассматривает одиночество как
одну из центральных тем. Это связано с тем, что свободная личность для этой
философии является высшей ценностью и условием существования “ открытых”
обществ.
В конце X X и вначале X X I века происходит обострение проблемы
одиночества ибо индивид должен входить в различные подструктуры, которые
требуют от него изменения стиля поведения, формы общения и
приспособления к “ общепринятым” в социальной группе стандартам, к
изменению социальной роли и пр. В коммуникационной сфере главным стал
рационализированный обмен информацией, а эмоциональная взаимосвязь
вытеснена на задний план. Такое общение мобилизирует внимание и волю на
навязывание широких межличностных контактов и решение деловых проблем,
в то же время лишает общения духовно-душевной и моральной глубины,
которые являются основой самотождественности каждой личности.
Украина на рубеже веков находится в условиях экзистенциальноантропологического кризиса, который постоянно продуцирует одиночество и
отчуждение людей, деформируя таким образом развертывание экономической
и политической консолидации украинского общества.
Анализируются определения одиночества, которые представлены
зарубежными и отечественными учеными, дается свое определение, где19
одиночество - состояние человека, которое выражает определенную форму
самосознания и показывает нарушение реальных связей и отношений
внутреннего мира личности а также отображает переживание своей
отдельности, субъективной невозможности или нежелание ощущать
адекватный отзыв, принятия и признания себя другими людьми.
В исследовании представлен онтологический статус одиночества, который
определяет главное направление в осмыслении одиночества как существенной
характеристики бытия человека. В этом контексте одиночество - персональноэкзистенциальное состояние. Предложенная онтологическая модель
одиночества отображает динамику появления одиночества как системного
целого.
Современные теоретические подходы к одиночеству имеют как высокий
уровень концептуализации развития проблемы одиночества
(психодинамическая, интеракционистская и когнитивная модели), так и более
низкий уровень (социологическая, феноменологическая, интимная и
общесистемная модели). Особенное место в философском осмыслении
одиночества принадлежит экзистенциальной концепции, которая видит истоки
одиночества в самой природе человека, имеет в своем активе масштабную
философскую традицию, подчеркивает временной и динамический аспекты
событий и изменений, которые проходят во внутреннем мире человека,
совершенствует свои основные формулировки и совмещает их с достижениями
социальных наук.
В работе расскрывается феноменология одиночества через генезис
одиночества соответственно с развитием “Я -“ и “ Мы-сознания” индивида на
исторических этапах развития человечества и в религиозной вере и неверии.
“ Я -“ и “ М ы-сознание” - важнейшие компоненты сознания. Структуру “ Ясознание” составляет диалектическое единство самопознания, эмоциональноценностного отношения к себе и саморегуляции. “Мы-сознание” представляет
собой принадлежность человека к определенной социальной общности
(общине, классу, коллективу).
В исследовании выявляются и рассматриваются тенденции одиночества -
одиночество как уединение и негативное одиночество. Уединение дает
возможность человеку углубляться в самые таинственные и неизведанные
части своей души, делать анализ пройденного, очищать душу от
несущественного, быстротекущего, получать удовольствие, залог для
творчества; устанавливать моральные связи с людьми различных эпох или
современниками. Негативное одиночество является антагонистом предыдущей
тенденции. Это одиночество может быть тяжелым, страшным, невыносимым,
уничтожающим для личности человека.
М уж ское и женское одиночество имеют свою специфику на определенных
возрастных этапах развития личности. В диссертации подчеркивается, что
женщина тяжелее переживает одиночество, чем мужчина. Одиночество для нее
является той реальностью, которой она пытается избежать. Поэтому тема
одиночества для женщины более очевидна, чем для мужчины.20
Обосновываются две формы проявления одиночества - внешняя и
внутренняя. Внешнее одиночество - результат противоречия человека и
социальной среды (горе, катастрофа, конфликт). Внутреннее одиночество —
результат противоречия человека с самим собой , что приводит к потере и
поиску самотождественности а на этом основании - до противоречия человека
и общества
Раскрываются причины одиночества, связанные с коммуникацией и
социальной адаптацией, пути бегства от одиночества (алкоголь, употребление
наркотиков, табакокурение, уход в суету обыденной жизни, путешествия,
обновление и извращение секса, самоубийство) и реальное преодоление
одиночества (использование обычной и внутренней коммуникации, а при
экзистенциальном одиночестве — актуализация необходим ости принятия его
как составного компонента нашего бытия, осознание его и превращение в
уединение, которое возвращает природность).
Actuality o f this investigation is stipulated by the problem o f human loneliness
intensification in social habitat. Analyzed the definition o f loneliness, which were
given by foreign and Ukrainian scientists, we also give our own definition o f
loneliness. Ontological statues o f loneliness is described in dissertation. Ontological
model o f loneliness is presented by the author. It represents dynamics o f loneliness
appearance as systemic whole.
Among eight modem theoretical approaches a special regard was given to
existential conception which takes a special place in loneliness understanding.
Phenomenology o f loneliness is discovered in this research by genesis o f
loneliness according to person’ s “ I-” and “ W e-consciousness” development. There
were discovered and considered the following tendencies o f loneliness (loneliness as
solitude and negative loneliness), male and female embodiments o f loneliness
phenomena in definite stage o f individuality development, two forms o f loneliness
display - internal and external, sources o f loneliness which are connected with
communication and social adaptation when a person try to escape or overcom e
loneliness.