Дисертація присвячена проблемі підвищення мотивації досягнення учнів
початкових класів через активізацію рефлексивних механізмів. Проаналізовано
науково-теоретичні концепції та підходи до вивчення проблеми мотивації
досягнення, самооцінки та рефлексивного оцінювання у зарубіжній та вітчизняній
психології, розкриті вікові та індивідуальні особливості прояву цих процесів в
молодшому шкільному віці, виявлений зв’язок мотивації досягнення з
самооцінкою і рефлексивним оцінюванням. Розроблено та апробовано систему
роботи з розвитку рефлексивного оцінювання у молодших школярів з метою
підвищення у них рівнів мотивації досягнення.
Результати дисертації можуть використовуватися шкільними психологами
при проведенні корекційних занять та вчителями початкових класів у
навчальному процесі.
Диссертация посвящена проблеме повышения мотивации достижения у
младших школьников через активизацию у них рефлексивных механизмов.
Проанализированы научно-теоретические концепции и подходы к изучению
проблемы мотивации достижения, самооценки и рефлексивного оценивания в
зарубежной и отечественной психологии. На основе анализа научной литературы
обосновывается актуальность темы исследования, формируются главные
концептуальные положения относительно изучения психологических
особенностей мотивации достижения младших школьников, условий и путей ее
повышения.
Мотивация достижения рассматривается как динамический процесс
управления поведением, включающий компоненты, которые побуждают,
направляют, регулируют, поддерживают, переключают и прекращают
деятельность, направленную на реализацию достижения. Мотивация достижения
проявляется в общем стремлении к улучшению во всех сферах деятельности, к
достижению высоких результатов. В структуру мотивации достижения входят противоречивом взаимодействии. Ведущими механизмами развития мотивации
достижения в младшем школьном возрасте являются самооценка и ее
процессуальный показатель - рефлексивное оценивание.
Теоретический анализ проблемы рефлексивного оценивания позволяет
рассматривать его как процесс осознанного соотнесения индивидом своих
возможностей, действий и результата деятельности с поставленной целью.
Рефлексивное оценивание тесно связано с понятиями рефлексии и самооценки и
показывает вектор интеграции этих процессов.
Предпосылки развития рефлексивного оценивания формируются на ранних
этапах жизни человека. Наиболее благоприятные условия для развития
рефлексивного оценивания возникают в период кризиса семи лет, когда
появляется осознанное ориентирование в собственных переживаниях. В
младшем школьном возрасте изменение рефлексивного оценивания происходит
в направлении углубления ребенком своего «Я» с усилением дифференциации и
интеграции отдельных сторон психического мира. Своевременное развитие
рефлексивного оценивания будет происходить при условии актуализации этой
способности в «зоне ближайшего развития» младшего школьника.
В работе излагаются результаты экспериментального исследования
психологических особенностей мотивации достижения учеников начальных
классов, их самооценки и рефлексивного оценивания, определены уровни
проявления названных конструктов у детей младшего школьного возраста
Количественный и качественный анализ результатов констатирующего
эксперимента выявил преобладание у младших школьников среднего и низкого
уровней мотивации достижения, которые коррелируют с неадекватной
самооценкой и низким уровнем развития рефлексивного оценивания. Полученные
результаты обусловили необходимость психологического влияния на развитие
рефлексивного оценивания у детей младшего школьного возраста с целью
повышения у них уровня развития мотивации достижения. В исследовании излагается теоретически обоснованная система работы по
развитию рефлексивного оценивания у учащихся начальных классов: излагаются
цель, задачи, принципы, этапы и направления психологической работы;
характеризуются психологические упражнения разработанной и апробированной
развивающей программы, которая была реализована в экспериментальном классе
на уроках и в группе тренинга. Выделены следующие условия развития
рефлексивного оценивания в младшем школьном возрасте: активизация
осознания младшими школьниками своих собственных личностных
характеристик на основе познания индивидуальных особенностей других людей;
углубление ребенком познания своего «Я» с усилением дифференциации и
интеграции отдельных сторон психики; развитие навыков рефлексивного анализа,
осмысления, переосмысления и оценивания детерминант собственного поведения,
процесса и результатов своей деятельности. Развитие рефлексивного оценивания учеников начальных классов возможно
в нескольких направлениях (выработка системы оценочных отношений к другому
человеку, системы рефлексивно-оценочных отношений к самому себе,
стремление к самосовершенствованию) и должно проходить определенную
последовательность этапов (от познания и оценивания других к самопознанию и
рефлексивному оцениванию и тогда к осознанию возможности и необходимости
саморазвития, стремления к самосовершенствованию, что выражается в желании
самостоятельно ставить цели, искать пути и средства их реализации).
Анализ результатов экспериментального исследования, проведенного с
использованием методов математической статистики, выявил позитивные
изменения в уровнях развития рефлексивного оценивания у младших
школьников, адекватности их самооценки, что отразилось на динамике мотивации
достижения в экспериментальной группе в отличие от контрольной.
На основе результатов проведенного исследования разработаны
методические рекомендации для учителей начальных классов и практических
психологов, которые помогают оптимизировать учебно-воспитательный процесс
в начальной школе.
The dissertation is devoted to rising the achievement motivation of junior
schoolchildren through development of reflexive appreciation.
The analysis of scientific - theoretical conception and approaches to the
investigation of achievement motivation and reflection is given in the work, age
peculiarities of their manifestation are shown. It was found the correlation between the
achievement motivation and the self - appreciation, reflexive appreciation The
psychological model of development of reflexive appreciation of junior schoolchildren
as the necessary condition of rising the achievement motivation is developed and
approbated. On the basis of the results of the investigation of the model introduction its
effectiveness is proved.
The results of dissertation can be useful as psychological support for the school
psychologists and for teachers during the training process.