Дисертація присвячена проблемі формування в молодших школярів уміння
творити усні й письмові стилістично диференційовані зв’язні висловлювання. У
роботі встановлено рівень сформованості комунікативних умінь і навичок,
розроблено теоретичні й практичні шляхи удосконалення мовленнєвої культури
молодших школярів, розкрито методику експериментального навчання і
перевірено її ефективність.
Науково обґрунтовано класифікацію помилок і недоліків, що трапляються в
усному й писемному мовленні молодших школярів. Розроблено систему вправ з
розвитку в молодших школярів усного й писемного мовлення, досліджено
методику їх використання на уроках різних типів. Визначено роль усних і
письмових стилістично диференційованих текстів як важливого засобу формування комунікативних умінь і навичок.
Розроблено систему уроків розвитку усного і писемного зв’язного
мовлення, доведено на основі дослідження, що мовленнєві вміння й навички
молодших школярів мають формуватися в процесі роботи над текстами усної й
писемної форм мовлення. Це створює умови для оволодіння обома формами як
специфічними видами мовленнєвої діяльності.
Диссертация посвящена проблеме формирования у младших школьников
коммуникативных умений и навыков продуцирования устных и письменных
стилистически дифференцированных связных высказываний.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены его цель,
объект, предмет, сформулированы гипотеза и задачи, освещается научная
новизна, теоретическая и практическая значимость, описаны формы апробации
работы.
В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты методики
развития устной и письменной речи; механизмы восприятия, понимания и
продуцирования связной речи; лингвистические признаки устных и письменных
стилистически дифференцированных текстов; роль экстралингвистических и
лингвистических стилеобразующих факторов в организации работы по развитию
коммуникативных умений и навыков; определяются лингвистические основы
формирования интонационных умений и навыков.
Во втором разделе дан ретроспективный обзор научных исследований по
проблеме развития устной и письменной речи, описано состояние методики
развития речи на современном этапе, проанализированы действующие программы
и учебники в аспекте формирования коммуникативных умений и навыков,
представлены результаты констатирующего эксперимента, классифицированы
типичные ошибки и недочеты в речи младших школьников.
В третьем разделе определены содержание работы по развитию связной
устной и письменной речи, лингводидактические принципы, методы и приемы
формирования речевых умений и навыков, а также представлена общая характеристика тренировочных упражнений. Задания к тренировочным
упражнениям (пропедевтическим и основным) сориентированы на формирование
умений устной и письменной речи: определять мотив, цель, задачи высказывания,
подбирать необходимый фактический материал, располагать его в логической
последовательности, правильно использовать средства связи, использовать
грамматико-стилистические единицы в соответствии с ситуацией общения;
коммуникативно целесообразно пользоваться мимикой, жестами, интонацией,
определять ошибки и недочеты в устной и письменной речи, устранять их,
улучшать написанное. Для решения методических задач была разработана
система взаимосвязанного обучения устной и письменной речи, которая включала
такие компоненты: цели, содержание, принципы, методы и приемы обучения. Они
рассматриваются во взаимосвязи как важнейшие компоненты
лингводидактической системы. Содержание обучения связной речи включает
элементарные сведения о единицах языка (нормы и правила использования,
функционирование и роль в речи), знания речеведческого характера (общие
признаки устных и письменных стилистически дифференцированных текстов),
знания о способах речевой деятельности, этнокультурологические сведения,
знания об окружающем мире). Эффективность усвоения знаний, умений и
навыков была обеспечена отбором и использованием в процессе
экспериментального обучения совокупности общедйдактических и
лингвометодических принципов: научности, систематичности и
последовательности, индивидуализации и дифференциации в обучении,
наглядности, функционально-стилистический, коммуникативной направленности,
взаимосвязи стилистической работы с изучением лексики, морфологии и
синтаксиса, взаимосвязи в развитии речи и мышления, комплексного подхода в
формировании речевых умений и навыков, взаимосвязанного обучения устной и
письменной речи, выразительности речи, системного подхода в развитии устной и
письменной речи, мотивации речевой деятельности.
В четвертом разделе в соответствии с целью и задачами проверялась
гипотеза научного исследования. Коммуникативные умения и навыки
совершенствовались путем использования познавательных и практических
методов и приемов обучения. Была обоснована эффективность использования
имитационного, репродуктивного, оперативного и коммуникативного методов
формирования речевых умений и навыков младших школьников при усвоении
знаний по языку. В процессе экспериментальной проверки разработанной
системы подтвердилась истинность исходной гипотезы: эффективность процесса
формирования речевых умений и навыков младших школьников повышается при
условии сочетания функционально-стилистического и коммуникативно-
деятельностного подходов в обучении языку; формирование речевых умений и
навыков осуществляется в процессе восприятия, осознания и продуцирования текстов устной и письменной форм, что обеспечивает овладение обеими формами
как специфическими видами речевой деятельности; процесс формирования
коммуникативной компетентности младших школьников осуществляется на
основе элементарных знаний о признаках устной и письменной речи, ее
стилистических разновидностях.
The dissertation is devoted to the effective methods of using the combined
improvement of the junior pupils’ communicative competence.
In this research work the functional-stylistic and communicative aspects of the
necessity in cultivation spoken and writing speech were proved , linguistic and psycho-
linguistic basis of such speech development is determined. Different information about
spoken and writing language was selected and tested. The dissertation offers the system
of the development coherent spoken and writing language of the junior pupils.
The scientific work offers the effective methods of using this kind of education
that used in teacher’s practical and theoretical work. It also offers the criteria of the
rating coherent of oral and writing pupils’ phrases the classification of different kinds of
the pupils’ mistakes.
On the basis of this research work the author has proved, that development of the
junior pupils’ communicative skills must be based on the texts both spoken and writing
forms of the language. It will give an opportunity to increase communicative abilities
and skills.