Дисертаційне дослідження присвячено проблемі застосування
біомеханічних технологій у теорії та методиці фізичного виховання та враховує
організацію навчального процесу за кредитно-модульною технологією для
студентів педагогічних спеціальностей вищих навчальних закладів III-ІV рівнів
акредитації. Основою рукопису є теоретичні, науково-методичні і практичні
досягнення дидактичної біомеханіки та її роль у фізичній підготовці студентів.
Розглядаються питання біомеханічної доцільності комплексного розвитку
рухових якостей студентів з позицій системного підходу в умовах
різноманітних форм рухової активності на основі розробленого фонду
кваліфікаційних завдань автентичних рухових тестів в навчальному і
тренувальному процесах та самостійних занять з використанням тренажерів.
Диссертационное исследование посвящено проблеме использования
биомеханических технологий в теории и методике физического воспитания с
учетом организации учебного процесса по кредитио - модульной технологии
для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений III-
IV уровней аккредитации. Основой работы являются теоретические и
методологические достижения дидактической биомеханики и её роли в
физической подготовке студентов. Рассмотрены вопросы биомеханической
целесообразности комплексного развития двигательных качеств студентов с
позиций системного подхода в условиях различных форм физической
активности па основе фонда квалификационных заданий аутентичных
двигательных тестов в образовательном учебном и тренировочных процессах, а
также и для самостоятельного обучения с использованием тренажеров.
Обобщенны и определены: сущность проблемы всестороннего и
гармоничного развития учащихся в высшем учебном заведении и пути ее решения
в процессе развития моторики с учетом опыта отечественных и зарубежных
специалистов; цели, задачи дидактической биомеханики и её значение в обучении
движениям; роль и место биомеханических технологий в теории и методике
обучения двигательным действиям; биомеханические особенности развития
двигательных качеств, как основных критериев двигательной функции человека. Раскрыта и обоснована методологическая база, на основе которой
решение задач в процессе достижения цели диктовалось логикой процесса
исследований и полученных на промежуточных этапах результатами.
В результате анализа имеющихся литературных источников информации,
педагогических наблюдений и методов квалиметрии обоснована теоретике -
методологическая необходимость использования системообразующих факторов
классической биомеханики в физической подготовке, а также сформирована
концепция выполнения двигательных действий студента через сознательное
отношение к собственному здоровью, формирование устойчивой мотивации в
необходимости систематических индивидуальных самостоятельных занятий с
применением физических упражнений разной направленности и всестороннего
комплексного развития двигательных качеств; представлен комплекс современного
оборудования с обязательным использованием современных компьютерных
технологий, что позволило па основе полученных количественных характеристик
опорно - двигательного аппарата создать реальные биомеханические модели
движений тела человека и его отдельных биозвеньев. Применение современных
компьютерных прикладных программ по методам многомерной математической и
статистической обработки результатов позволило сформировать закономерности
использования двигательных биомеханических тестов, а также создать структурно -
иерархический алгоритм для формирования фонда квалификационных задач видов
тестирования и адаптированных нормативов оценки физической подготовки по
основным разделам физического воспитания.
Изучены взаимосвязь и информативное значение: характеристики
состояния моторики студентов при выполнении физических упражнений определенной направленности с контролем биомеханических параметров;
развития двигательных качеств (координационных способностей) в физической
подготовке студентов по количественным критериям статокинетических
показателей опорно - двигательного аппарата: биомеханических тестов при
формировании основных модулей элементов обучения и фонда
квалификационных заданий.
Определены особенности крсдитно - модульной формы занятий в
области физического воспитания студентов; пути улучшения физической
подготовки студентов на основе разработки и применения фонда
квалификационных заданий в разделах: легкая атлетика, профессионально-
прикладная физическая подготовка, атлетизм, гимнастика, спортивные игры.
Определено содержание программно - целевой организации обучения
движений с использованием технических средств, исследована эргономичность
движений в физической подготовке студентов с использованием тренажеров по
новой классификации с определением понятия «биомеханический паспорт
технического средства обучения» и па этой основе разработаны целевые
педагогические программы обучения, с учётом законов баллистики движений
биомеханических моделей в биозвеньях, биопарах, биоцепях.
Dissertation research is devoted to the problem of application biomechanical
technology in the theory and technique of physical education and take into account
the Organization of educational process credit-modular technology for students of
pedagogical specialities of higher educational institutions III-IV levels of
accreditation. The basis of the manuscript is theoretical and methodological advances
Biomechanics and its didactics role in the physical training of the students.
Considered the feasibility of comprehensive development of biomechanical
movement qualities of the students from the position of a systemic approach in the
face of various forms of physical activity on the basis of the foundation of the
qualifying task authentic movement tests in educational and training processes and
self-study using simulators.