У дисертаційному дослідженні представлені теоретико-методологічні засади
реалізації мовних стратегій у полікультурному просторі, розкриті поняття мовних
стратегій у педагогіці як сукупності технологій, підпорядкованих вивченню мов у
закладах освіти, особливості сучасного полікультурного простору та роль мови у
спілкуванні людей, схарактеризовані провідні світові мови як основа спілкування
в полікультурному просторі, проблеми їх вивчення, показано роль новітніх
технологій вивчення мов у полікультурному просторі.
Зроблено аналіз розвитку вивчення іноземних мов і мовних практик,
розкрито особливості організації та реалізації мовної практики в умовах
полікультурного простору, показано як інтенсифікація мовних стратегій засобами
освітніх технологій впливає на процес вивчення іноземних мов.
Представлена технологія формування комунікативної компетентності
майбутнього вчителя іноземних мов, розроблена концептуальна модель технології
формування комунікативної компетентності майбутніх учителів іноземних мов як
основа для реалізації мовних стратегій у полікультурному просторі.
В диссертационном исследовании представленьї теоретико-методологические
принципьі реализации язикових стратегий в поликультурном пространстве,
раскритьі понятия язнковьіх стратегий в педагогике как совокупности
технологий, подчиненнмх изучению язнков в заведеннях образования,
особенности современного поликультурного пространства и роль язика в
общении людей, дана характеристика ведущих мирових язнков как основи
общения в поликультурном пространстве, проблеми их изучения, показана роль
новейших технологий изучения язьїков в поликультурном пространстве.
Сделан анализ развития изучения иностранннх язьїков и язикових практик,
раскрмтн особенности организации и реализации язьжовой практики в условиях
поликультурного пространства, показано как интенсификация язиковьіх стратегий
средствами образовательньїх технологий влияет на процесе изучения
иностранннх язьїков.
Отмечено, что иностранние язьїки служат, в первую очередь, для решения
разнообразньїх обіцечеловеческих и общемирових проблем. Позтому значение
язикових стратегий на сегодня являетея, безусловно, важним. В образовании зто
проявляетея в виде язьїковьіх практик. Позтому нужно виводить предмет за
предели школьного и вузовского обучения в сферу практического приложения, а
именно - сотрудничеству с вузами-партнерами зарубежнмх стран, чтоби язиковая
практика бьша действительностью, то єсть реальним учебним процессом, где
язиковьіе стратегий получают наиболее зффективное испьітание. Разработанная нами концептуальная модель технологий формирования
коммуникативной компетентности будущих учителей иностранньїх язьїков и
проведенная исследовательская работа дала возможность обосновать методпчсские
принцнпьі формирования коммуникативной компетентности будущего учителя
иностранньїх язьїков. Нами предложена струкіура технологий формирования
коммуникативной компетентности будущих учителей иностранньїх язьїков,
которая состоит из: концептуальной основьі, которая основьівается на идеях
контекстного обучения, создании индивидуальной образовательной стратегий;
смьісловой части: цели формирования, содержание каждого из зтапов;
процессуальной части: организация учебно-воспитательного процесса, методьі н
формьі развития коммуникативной компетентности, средства коммуникации,
процесе взаимодействия преподавателя и студента.
Предложенная технология формирования коммуникативной компетентности
являетея зффективной, она способствует позитивному отношению к овладешпо коммуникативной деятельностью, обеспечивает теоретическую подготовку
относительно коммуникативньїх процессов в обучении иностранньїх ЯЗЬІКОВ и
воспиташш студентов, способствует включенню будущего учителя к творческой
деятельности, повьішает способность к змоциональному сопереживанию и
саморегуляціпі в коммуникативной деятельности, способствует формированию
коммуникативньїх качеств и способностей личности и помогает овладеть
средствами коммуникации в процессе общения и приобрести коммуникативньш
опьгт будущими учителями иностранньїх язьїков. Применение разнообразньїх
методов математической статистики обеспечило достоверность полученньгх данньгх
и сделали возможньш их перенесение на общую совокупность.
Проведенное исследование не вьічерпьівает все аспектьі данной проблеми и
удостоверяет необходимость последуїощего ее разрабатьівапия за такими
основними направленнями: исследование индивидуально психологических
факторов формирования коммуникативной компетентносте будущего учителя
иностранньїх язьїков; креативність в профессиональном общении будущих
учителей иностранньїх язьїков; обоснование зффективньїх индивидуальньїх
сталей профессионального общения учителя иностранньїх язьїков.
In dissertation research theoretical and methodical principles of realization of
linguistic strategies are presented in polycultural space, the concepts of linguistic
strategies are exposed in pedagogics as aggregate of technologies, inferior a study
languages in establishments of education, feature of modern polycultural of space that
role of language in intercourse of people, description is given leading world languages
as basis of intercourse in polycultural space, problems of their study, the role of the
newest technologies of study of languages is rotined in polycultural space.
The analysis of development of study of foreign languages and linguistic practices
is done, the features of organization and realization of linguistic practice are exposed in the
conditions of polycultural of space, it is rotined as intensification of linguistic strategies
influences facilities of educational technologies on the process of study of foreign
languages.
Technology of forming of communicative competence of future teacher of foreign
languages is presented, the conceptual model of technology of forming of communicative
competence of future teachers of foreign languages as basis is developed for realization
of linguistic strategies in polycultural space.