Дисертаційне дослідження присвячене цілісному історико-педагогічному
аналізу науково-педагогічної спадщини видатного українського тифлопедагога,
доктора педагогічних наук, професора Іллі Семеновича Моргуліса (1928 - 2011).
Розкрито життєвий шлях, професійну та громадську діяльність педагога;
розвиток в працях вченого теоретичних положень корекційно-виховного процесу
дітей з вадами зору, зокрема, щодо розробки його принципів, організації
пізнавальної діяльності, трудового навчання й виховання, використання
мовленнєвої діяльності в корекційно-виховному процесі сліпих і слабозорих
учнів. Показано сутність наукового внеску І.С. Моргуліса у тифлологічну науку,
охарактеризовано наукову школу та її значення, розкрито й узагальнено значення
результатів наукових досліджень І.С. Моргуліса для розвитку вітчизняної та
світової тифлології.
Диссертационное исследование посвящено целостному историко-
педагогическому анализу научно-педагогического наследия выдающегося
украинского тифлопедагога, доктора педагогических наук, профессора Ильи
Семеновича Моргулиса (1928 - 2011). В диссертации раскрыты жизненный путь,
професиональная и общсственная деятельность педагога, показано развитие в
трудах и педагогической деятельности ученого теоретических положений
коррекционно-воспитательного процесса с детьми с дефстами зрения, в
частности, касающихся разработки его принципов, оганизации познавательной
деятельности, трудового обучения и воспитания, использования речевой
деятельности в коррекционно-воспитательном процессе со слепыми и
слабовидящими детьми.
Использование комплекса исследовательских методов позволило вьіделить
критерии периодизации жизненного и творческого пути И.С. Моргулиса:
усовершенствования профессионализма. ведущей деятельности. тематической
направленности научных исследовапий; определить зтапьі научно-
педагогической деятельности ученого: первьій — зтап научного становлення
(I960 - 1965), второй - зтап формирования научной школьї и разработки идей и
принципов современной тифлопедагогнки (1966 - 1984), третин - зтап
внедрения наработок ученого в теорию и практику украинской тифлологии
(1985-2011).
Систематизация творческого наследия И.С. Моргулиса свидетельствует о
весомом вкладе в теорию тифлопедагогики. В нервую очерсдь речь идет о
разработке в научньїх трудах дидактико-методической системи организации
коррекционно-воспитательного процесса, направленной на повьішение
зффективности подготовки слепьіх школьников к самостоятельной жизни. Результати его исследований показали, что содержание и форма коррекционно-
воспитательного процесса определяются возрастньїми и индивидуапьными
особеностями слепых детей и педагогнческими условиями их нормализации.
Данньїй процесе отображает сущность специальиого в обучении и реализует
свои функции путем системного влияния на развитие у учащихся способов и
приемов учебно-познавательпьіх действий.
В исследовании установлено, что значительным научным достижением
И.С. Моргулиса являетея разработка системьі принципов, определяющих
основньїе направлемия и содержание компенсаторно-коррекционньїх влияний на
учащихся, базирующихся на общедидактическом н обіцедефектологическом
оснований и обслуживающих сферу специальиого в обучении слепьіх детей.
Ведущее значение принадлежит принципу усиления педагогического
руководства, которьій проявляетея в контексте использования других
сформулированных ученим принципов: формирования сенсорного опьіта,
развития тактильной деятельпости, интеллектуализации учебно-познавательной
деятельности, формирования соотносительной деятельности. Также установлено,
что безусловньїм научньїм достижением являетея раскрьітие ученим
дидактической сущности функций педагогического руководства коррекционно-
воспитательным процессом, заключающейся в применении системи
методических мероприятий, содействующих реализации развивающего значення
учебного материала и активизации познавательньїх возможностей учащихся. К
числу задач педагогического руководства познавательной деятельностью слепых
детей учений относил формирование исходной познавательной позиции и
представлений об обьектах учебной деятельности; организацию усвоения
учебного материала на основе обучения приемам умственньїх действий,
получение обратной связи, систематизацию нових знаний и т.д. Исследовапие научньїх взглядов И.С. Моргулиса позволило показать, что
значительньїм научньїм вкладом ученого в теорию тифлопедагогики являетея
формулировка положення о зависимости нормализации психики слепьіх детей от
уровня сформированности учебно-познавательной деятельности и специальных
педагогических условий. Он впервьіе определил педагогические условия
зффективности компенсаторно-коррекционной направленности предметной
деятельности и педагогические условия формирования полноценного сенсорного
опыта слепых детей
Охарактеризована научная школа ученого и ее значение, раскрыта и
обобщена ее роль в развитии отечественной и мировой тифлологии. Раскрыта
сущность научного вклада И.С. Моргулиса в тифлологическую науку,
заключающаяся в создании нових возможностей для изучения путей дальнейшей
дифференциации обучения детей с нарушениями зрения с учетом всего комплекса
факторов, характеризующих аномальнеє развитие ребенка, раскрытии перспектив
проведеиия дальнейших исследований компенсаторно-коррекционной сущности
методов обучения, создании условий для изучения путей формирования
социального опыта у слепых детей. Показано, что разработки И.С. Моргулиса
открывают новые перспективи для разрешения актуальних проблем
коррекционно-воспиательного процесса в школах слепых.
Dissertation research is devoted to the analysis of scientific and pedagogical
heritage of the outstanding Ukrainian tyflopedagogue, doctor of pedagogical sciences,
professor Ilya Semenovich Morgulis (1928 - 2011).
The thesis revealed way of life, professional and social activities of the
pedagogue, shows the development in works and pedagogical activity of the scientist of
theoretical positions of correctional and educational process with children with visual
impairments in particular concerning the development of its principles, arranged by a
cognitive activity, labor training and education, usage of speech activity in correctional
and educational process with blind and visually impaired children.
The essence of scientific contribution of I.S. Morgulis to tiflological science is
shown, his school of sciences and its value is characterized, value of results of scientific
researches of I.S Morgulis for the development of a domestic and world tiflologiya is
generalized.