Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Ідеї вільного виховання в реформаторській педагогіці кінця XIX - першої третини ХХ століття

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Барило, Олена Андріївна
dc.date.accessioned 2020-01-22T14:32:00Z
dc.date.available 2020-01-22T14:32:00Z
dc.date.issued 2004
dc.identifier.citation Барило, Олена Андріївна. Ідеї вільного виховання в реформаторській педагогіці кінця XIX - першої третини ХХ століття : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - загальна педагогіка та історія педагогіки / Барило Олена Андріївна ; [наук. керівник Коваленко Євгенія Іванівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2004. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/26989
dc.description.abstract Дисертаційна робота містить дослідження ідей західноєвропейської теорії вільного виховання. У роботі вперше здійснено цілісний системно- структурний аналіз зарубіжної теорії вільного виховання кінця XIX - першої третини XX століття; виділено і психологічно обґрунтовано осно­ воположні ідеї та принципи вільного виховання, що значно поглиблює розуміння його теоретико-методологічних основ; розкрито генезу поняття “вільне виховання”; досліджено тенденції й особливості впливу ідей вільного виховання на розвиток педагогічної теорії і практики України в першій третині XX століття; проаналізовано й узагальнено особливості роботи сучасних освітніх установ, де поступово впроваджуються елементи ідей теорії вільного виховання кінця XIX - першої третини XX століття; зроблено висновки про можливість використання досвіду та прогресивних ідей вільного виховання у сучасному процесі реформування освіти України. ua
dc.description.abstract В работе систематизированьї и психологически обоснованьї осново- положньїе идеи и принципьі зарубежной теории свободного воспитания конца XIX - первой трети XX столетия. На основе анализа работ зарубежньїх педагогов периода реформаторской педагогики, историко- педагогической, современной научной и учебно-методической литературьі показан генезис понятия “свободное воспитания”; отмечено, что зарубежная теория свободного воспитания представляет собой прогрессивную по своей сущности и актуальную по содержанию педагогическую концепцию, ориентированную на организацию педагогического процесса, в ходе которого реализуется целостньїй подход к ребенку, и его восприятие не только как обьекта, но и как субьекта воспитания. В соответствующих условиях формируется психологически гармоничная, творческая личность. На основе научного анализа архивнмх материалов, педагогической литературьі и прессьі Украиньї периода 1900-1931 годов в работе вьіявлено и проанализировано влияние идей свободного воспитания на процесе развития педагогической теории и практики Украиньї в первой трети XX столетия. Результати исследования свидетельствуют, что опьіт зарубежньїх педагогов имел влияние на формирование украинской педагогической теории и практики указанного периода. В процессе развития идей свободного воспитания в педагогической мьісли Украиньї прослеживается динамика, детерминированная особенностями активних социально-економических и политических изменеиий: 1900 - 1916 года - теоретическое исследование украинскими педагогами опьіта зарубежньїх коллег; 1917 - 1919 года - активная работа украинских работников образования по созданию нових теоретико-методических основ школи с учетом идей свободного воспитания; 1920 - 1931 года - внедрение в практику школ Украиньї идей свободного воспитания. До 1924 года - отмечено господство идей педоцентризма и творческих способностей и самореализации личности; После 1924 года - преимущєство предоставляется коллективньш формам и методам обучения; в деле развития личности ученика гиперболизируется влияние социальньїх факторов воспитания, основное внимание уделяется формированию у него организаторских способностей; в организации педагогического процесса ценностньїе ориентации с личности ребенка смещаются на коллектив, а также реализацию потенций личности в пользу коллектива. В диссертации отмечено, что в конце20-х усиливается критика идей свободного воспитания и постепенно начинает затухать работа по модер- низации традиционной модели образования сучетом исследуемьіх идей. Проведенньїй анализ современной научно-педагогической и мето- дической литературьі, современной прессьі и соответствующих норматив- но-правовьіх документов по вопросам организации работьі в школах Украиньї дал основания для вьіделения прогрессивньїх идей тсории свободного воспитания, которьіе являются актуальньїми и сегодня. К ним отнесеньї: идея педоцентрического образования (что отобразилась на личностно-ориентированном подходе к организации педагогического процесса); гуманизация и демократизация образования; принципи индивидуализации и дифференциации учсбного процесса; усиление в учебно-воспитательном процессесамосгоятельности учеников; создание условий для самораскрьітия и саморазвития творческих потенций ребенка; формирование творческого опьіта деятельности учеников; углубление в изучение гісихологических основ учебно-воспитательного процесса на основе диагностического подхода; стремление построить общение между педагогом и учеником на основе субьект-субьектньїх отношений, отношений сотрудничества и псдагогической поддержки школьника, доверия к его силам и возможностям. В рабоге сделаньї вьіводьі, согласно которьім идеи свободного воспитания могут бьіть творчески использованьї путем включення педагогического опьіта зарубєжньїх деятелей образования и гіедагогов Украиньї исследуемого периода в процесе изучения курсов педагогики, истории педагогики, педагогического мастерства, педагогических технологий, при написаний курсових и дипломних работ в процессе подготовки педагогических кадров. ua
dc.description.abstract The thesis investigates the problem of free education. The intact structured analysis of the foreign theory of the free education in the late XIX - the first third of the XX centuries has been represented in this work for the first time. The basic ideas and principles of the free education were picked out and psychologically motivated. It depends the understanding of its theory- methodological ; they are chosen and is mentally motivated base to ideas and principles of the free education that vastly deepens understanding his theorist- methodological bases to the great extent; reveals the certain essence of the notion «free education»; explores the trends and peculiarities of the ideas of free education’s influence on the development of the pedagogical theory and practice of Ukraine in the first third of the XX century. The thesis analyzes and systematizes the work peculiarities of modern educational institutions, in which the ideas of the free education’s theory were gradually introduced; findings are made about possibility of the use the experience and progressive ideas represented by the supporters of theory of the free education in modern process of reforming education. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ імені М.П.Драгоманова ua
dc.subject вільне виховання ua
dc.subject ідеї вільного виховання ua
dc.subject свобода ua
dc.subject природовідповідність ua
dc.subject саморозвиток ua
dc.subject вільний розвиток особистості ua
dc.subject свободное воспитание ua
dc.subject идеи свободного воспитания ua
dc.subject свобода ua
dc.subject природосообразность ua
dc.subject саморазвитие ua
dc.subject свободное развитие личности ua
dc.subject free education ua
dc.subject ideas of the free education ua
dc.subject free ua
dc.subject self­ development ua
dc.subject free development to personalities ua
dc.subject.classification 37(09) 371 ua
dc.title Ідеї вільного виховання в реформаторській педагогіці кінця XIX - першої третини ХХ століття ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу