У дисертації досліджено питання науково-методичної роботи як засобу
удосконалення професійної компетентності вчителя-дефектолога. Було визначено
і науково обгрунтовано поняття «професійна компетентність вчителя-
дефектолога», виокремлено її компоненти, критерії та рівні сформованості.
Визначено сутність і критерії диференційованої науково-методичної
роботи спеціальної школи як засобу удосконалення професійної
компетентності вчителя-дефектолога. Теоретично обгрунтовано та практично
визначено зміст і форми диференційованої науково-методичної роботи
педагогів спеціальних шкіл, виявлено критерії її якісного функціонування.
Запропонована методика грунтується на вдосконаленні та поєднанні
традиційних та новітніх форм організації науково-методичної роботи вчителя-
дефектолога.
Диссертация посвящена исследованию научно-методической работы как
средства усовершенствования профессиональной компетентности учителя-
дефектолога.
В работе представлен анализ состояния исследования проблемы в общей
и специальной педагогической литературе, произведен анализ содержания
научно-методической работы, определены компоненты ее профессиональной
компетентности. Анализ вопросов научно-методической работы учителей-
дефектологов в Украине, изучение планов, програми усовершенствования
профессиональной компетентности позволил сделать вьівод, что в условиях
модернизации системи образования професиональная компетентность
направлена на закрепление и реализацию знаний, умений и навыков,
необходимых для профессиональной деятельности в условиях специальной
школы.
Система усовершенствования профессиональной компетентности
учителя-дефектолога должна предусматривать и создавать условия для вьібора форм и способов обучения, стимулировать построение индивидуальной
программы повышения квалификации, расширять дифференцированные формы работы.
Методика зкспериментальной работы была направлена на изучение
состояния профессиональной компетентности учителя. В результате
проведенного формируюшего зксперимента были разработаны уровни
сформированности профессиональной компетентности учителя-дефектолога
(високий, средний, низкий), определены уровневые критерии оценивания
успехов педагогов в процессе научно-методической работы. Было доказано, что
использование научно-методической работы как средства повышения
профессиональной компетентности учителя-дефектолога возможно только при
условии дифференцированного подхода с учетом уровней квалификации
педагогов. ГІроведенное исследование позволило определигь условия успешного
формирования профессиональной компетентности учителя-дефектолога:
согласование научно-методической работы с современными научными
достижениями в области коррекционной педагогики и специальных методик
обучения детей с нарушениями интеллекта; сочетание целей, задач, форм и
методов научно-методической работы; учет всех компонентов
профессиональной деятельности педагогов с акцентированием на
коррекционной работе как специфике деятельности учителя-дефектолога;
организация дифферснцированной научно-методической работы в соответствии
с уровнем профессиональной компетентности педагогов. развитие
профессиональных ценностных качеств личности педагогов, максимальная
активизацня их профессионального творчества; обеспечение единства теории и
практики при общей практической направленности научно-методической
работы; сочетание традиционных форм с новейшими; формирование
готовности педагогов к постоянному повышению уровня профессиональной
компетентности. Реализация предложенных условий формирования у педагогов
профессиональной компетентности происходила на примере разработанного и
внедренного в научно-методическую работу дифференцированного подхода.
Усовершенствование процесса формирования профессиональной
компетентности педагогов специальных образовательных учреждений
возможно, если в основе их подготовки будут лежать традиционные и
инновационные формы работы.
The thesis investigates the problem of scientific and technical work as a means
of improving the professional competence of teachers pathologists. Been identified
and scientifically substantiated the concept of "professional competence of teachers
pathologists", singled out its criteria and the level of its formation.
As a result of research work was the essence and principles of differentiated
scientific and technical work of special schools as a means of improving the
professional competence of teachers pathologists. Theoretically grounded and
practically defined the content and form differentiated scientific and technical work
of teachers of special schools being shown its good performance.
The technique is based on improving and combining traditional and new forms
of scientific and technical work teachers pathologists.