У дисертації досліджено проблему розвитку адаптивних здібностей
першокурсників до музичного навчання у педагогічних університетах.
Уточнено сутність, зміст, структуру адаптації до навчання у вишах. Розглянуто
специфіку музичного навчання у педагогічних університетах. Науково
обгрунтовано сутність, зміст, компонентну структуру адаптивних здібностей
студснтів-першокурсників до музичного навчання. Доведено, що адаптивні
здібності до музичного навчання є індивідуально-психічними властивостями,
що свідчать про наявні й потенційні пристосувальні можливості студентів-
першокурсників до опанування фахових компетенцій у галузі музичної освіти,
забезпечуючи внутрішньо вмотивовані позитивні зміни їхньої ціннісної,
інтелектуальної та емоційної сфери щодо успішного функціонування в новому
художньо-педагогічному середовищі. Визначено критерії, показники та рівні
розвиненості адаптивних здібностей першокурсників до музичного навчати. У
дисертації розроблено та експериментально перевірено методичну модель
розвитку адаптивних здібностей студентів-першокурсників до музичного
навчання у педагогічних університетах.
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме —
разработке методики развития адаптивных способностей первокурсников к
музыкальному обучению в педагогических университетах. В научной работе
уточнены сущность, содержание, структура адаптации к обучению в высших
учебных заведениях. Рассмотрена специфика музыкального обучения в
педагогических университетах.
Научно обоснованы сущность и содержание адаптивных способностей
студентов-первокурсников к музыкальному обучению. Введено в научный
обиход понятие «адаптивные способности к музыкальному обучению» первокурсников, определяемое как индивидуально-психические свойства,
которые свидетельствуют об актуальных и потенциальных приспособительных
возможностях студентов-первокурсников к овладению профессиональными
компетенциями в области музыкального образования, обеспечивая внутренне
мотивированные позитивные изменения их ценностной, интеллектуальной и
эмоциональной сферы в процессе успешного функционирования в новой
художественно-педагогической среде. Комплекс исследуемого феномена
включает способности: к обучаемости; эмоционально-осмысленному
восприятию, пониманию, «переработке» и интерпретации учебной
художественно-образовательной информации; поиску и нахождению
оптимальных приёмов учебно-познавательных, художественно
исполнительских действий; созданию собственных моделей музыкального
обучения, самообучеш1я и самомониторинга; рефлексии художественно
образовательной деятельности; диагностики качества художественно
педагогической среды; социально-психологической интеграции в
художественно-педагогическую среду.
Определение комплекса адаптивных способностей к музыкальному
обучению и особенностей их развития позволило обосновать структуру
исследуемого феномена, состоящую из мотивационно-ценностного,
коммуникативно-деятельностного, познавательно-операционного и
рефлексивно-творческого компонентов. Теоретически обоснованы педагогические условия развития адаптивных
способностей студентов-первокурсников к музыкальному обучению:
актуализация ценности художественно-образовательной деятельности в
сознании студентов, создание комфортной художественно-педагогической
среды в вузе, проектирование индивидуального развития первокурсников,
побуждение студентов к рефлексии учебной деятельности и к
самопроекгировашно.
Определены критерии, показатели и уровни развития адаптивных
способностей первокурсников к музыкальному обучению.
Формирующий эксперимент предполагал реализацию разработанной
поэтапной методики развития адаптивных способностей первокурсников к
музыкальному обучению и включал этапы: ознакомительный, направленный на
«вхождение» и ознакомление студентов с художественно-педагогической
средой, создание положительной мотивации к музыкальному обучению и
обеспечивался методами, способствующими развитию коммуникативных
свойств будущих учителей музыкального искусства; интеллектуально-
накопительный, предусматривающий процесс «принятия» первокурсниками
художественно-педагогической среды через овладение способами,
механизмами, принципами, алгоритмами музыкального обучения и
сопровождающийся методами, которые способствуют раскрытию
эмоционально-интеллектуального потенциала каждого студента, а также
активизации процесса музыкального обучения будущих специалистов в
соответствии с их индивидуальными возможностями, способностями,
потребностями и интересами; самопроективно-творческий, направленный на ориентирование студентов на самостоятельное функционирование в новой
художественно-педагогической среде через творческое использование
приобретённых знаний, умений и навыков для успешного музыкального
обучения, профессионального развития, саморазвития и основывающийся на
внедрении методов, которые способствуют осознанию первокурсниками
приобретённого художественно-образовательного опыта, определению
оптимальных «для себя» моделей музыкального обучения и самообучения.
Сравнительная характеристика полученных экспериментальных данных на
основе количественных и качественных показателей экспериментальной и
контрольной групп позволила зафиксировать положительную динамику
развития адаптивных способностей студентов, что свидетельствует об
эффективности разработанной и апробированной в научной работе методики
развития адаптивных способностей первокурсников к музыкальному обученшо
в педагогических университетах.
The Dissertation research covers a topical problem - design methods of adaptive
abilities for the first-year students to the musical education in Pedagogical
Universities. The essence, content, structures of adaptation to the education in higher
educational establishment are stipulated in this scientific work. Specific characters of
the musical education in Pedagogical Universities are specified. The essence, content,
component structures, adaptive abilities for the first-year students to the musical
education are scientifically substantiated. It is proved that adaptive abilities to the
musical education are individual mental peculiarities of the first-year students, which
define available and potential adaptive abilities of students as well as executive
inwardly motivated positive changes of theirs emotional, intellectual and axiological
factors concerning successful functioning in the field of the educational artistically-
pedagogic environment in the process of mastering professional competences in the
musical education. Criteria, aspects as well as levels of the development of adaptive
abilities for the first-year students to the musical education are identified. In the
Dissertation a methodological model of the development of adaptive abilities for the
first-year students to the musical education in Pedagogical Universities is disclosed
and experimentally inspected.