Дисертація присвячена проблемі організації самостійної роботи студентів
економічних спеціальностей у процесі професійно орієнтованого навчання
математики.
На основі аналізу психолого-педагогічної літератури з проблеми
дослідження визначено та обґрунтовано принципи організації самостійної
роботи студентів (мотивації, індивідуалізації, активізації навчання,
диференційованої реалізованості, професійної спрямованості, реалізації
міжпредметних зв’язків). Удосконалено види та форми самостійної роботи
студентів з математики, прийоми використання засобів навчання, умови
забезпечення оптимального поєднання аудиторної та позааудиторної роботи на
засадах компетентнісного підходу. Доведено, що ефективна самостійна робота
у процесі професійно орієнтованого навчання математики є проявом високого
рівня організації навчальної діяльності та зумовлюється індивідуально-
психологічними якостями студента як її суб’єкта.
Розроблено і науково обґрунтовано модель організації самостійної роботи
студентів у процесі навчання математики у закладах вищої освіти та її
навчально-методичне забезпечення на різних етапах навчання. Дидактичний
комплекс забезпечення самостійної роботи представлено задачними та
комп’ютерними дидактичними ресурсами, використання яких пропонується для
вироблення потреби до самоосвіти та самовдосконалення, формування
професійної компетентності майбутніх економістів. Обґрунтовано, що подана
модель покликана забезпечити послідовну системну підготовку
висококваліфікованого фахівця.
Експериментально перевірено ефективність запропонованої методики
організації самостійної роботи студентів у процесі навчання математики, що
дало змогу підвищити якість їх математичної освіти, а також сприяти
продуктивній самостійній навчально-пізнавальній діяльності майбутніх
економістів у процесі вивчення інших навчальних дисциплін.
Диссертация посвящена проблеме организации самостоятельной работы
студентов экономических специальностей в процессе профессионально
ориентированного обучения математике.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования определены и обоснованы принципы организации самостоятельной работы студентов (мотивации, индивидуализации,
активизации обучения, дифференцированной реализуемости,
профессиональной направленности, реализации межпредметных связей).
Усовершенствованы виды и формы самостоятельной работы студентов по
математике, приемы использования средств обучения, условия обеспечения
оптимального сочетания аудиторной и внеаудиторной работы на основе
компетентностного подхода. Доказано, что эффективная самостоятельная
работа в процессе профессионально ориентированного обучения математике
является проявлением высокого уровня организации учебной деятельности;
обусловлена индивидуально-психологическими качествами студента как ее
субъекта.
Прикладные математические задачи экономического содержания
являются важным средством развития прикладной направленности обучения
математике. Эти задачи отражают реальные экономические ситуации, а их
решение способствует ознакомлению студентов с экономическими понятиями
и причинно-следственными связями между ними (на уровне представления,
усвоения или закрепления), математическими моделями в экономике,
выработке умений строить и исследовать математические модели
экономических ситуаций, применять математические методы и закономерности
в экономике современного производства, в конкретных экономических и
производственных процессах.
Выяснено, что самостоятельную работу необходимо планировать и
активизировать в соответствии с профилем специальности, возможностей
учебного плана и содержания дисциплин с учетом новизны, сложности,
абстрактности учебного материала, междисциплинарных связей, уровня
полноты раскрытия проблемы. Отмечено, что успешная деятельность будущего специалиста во многом
зависит от умения исследовать факторы производства, проблемные ситуации,
умения находить соответствие между известными знаниями или способами
действия с неизвестными, то есть теми, которые нужно получить в процессе
решения поставленных задач. Предложено во время преподавания высшей
математики использовать прикладную направленность, которая должна
способствовать формированию и развитию профессионально значимых знаний,
умений, навыков, планированию своей деятельности, развития творческого
подхода к выполнению задач, формирование умений применять для расчета
теоретические знания и вычислительные навыки.
Разработана и научно обоснована модель организации самостоятельной
работы студентов в процессе обучения математике в учреждения высшего
образования и ее учебно-методическое обеспечение на разных этапах обучения.
Представлено содержание и виды ориентированных основ действий
(инструкции, указания, алгоритмы решения, эвристические схемы),
использование которых улучшает самостоятельное выполнение учебных
заданий по математике; содержание и операционный состав приемов и
способов самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Дидактический комплекс обеспечения самостоятельной работы
представлен задачными и компьютерными дидактическими ресурсами,
использование которых предлагается для выработки потребности к
самообразованию и самосовершенствованию; развития самосознания,
инициативности, самостоятельности, самоорганизации, самоанализу,
самоконтролю; формированию профессиональной компетентности будущих
экономистов.
Все составляющие модели находятся в тесной взаимосвязи и
взаимодействии, которая призвана обеспечить последовательную, системную
подготовку высококвалифицированного специалиста, повышение качества
обучения. Организуя следующим образом самостоятельную работу студентов,
мы достигнем представленных в модели результатов самостоятельной работы:
активизации процесса обучения; выработке навыков решения проблемных
ситуаций; погружения в реальную атмосферу профессиональной деятельности;
использования нестандартных решений; проявления креативного и творческого
подхода при решении задач прикладного содержания; мотивации для
получения знаний, умений и навыков; стремления к самосовершенствованию и
способности к самостоятельному обучению на протяжении жизни.
Результаты экспериментальной работы доказывают эффективность
авторской экспериментальной модели, которая позволяет повысить уровень
мотивации студентов, качество их математического образования и
профессиональной подготовки, а также способствует продуктивной
самостоятельной учебно-познавательной деятельности будущих экономистов в
процессе изучения других учебных дисциплин, обеспечивает высокий уровень
формирования организации самостоятельной работы и является основой для
повышения общего уровня профессиональной подготовки будущих
специалистов по экономике.
This thesis research is dedicated to the problem of implementation of self-
directed learning of students of economic specialties in the process of professionally
oriented mathematics teaching.
Based on the analysis of psychological and pedagogical literature on the
research problem, we have determined and substantiated the principles of
implementation of self-directed learning of students (motivation, individualization,
activization of training, differentiated realizability, professional orientation,
implementation of interpersonal relations). We have improved the types and forms of self-directed learning of students in mathematics, methods of using teaching aids,
conditions for providing the optimal combination of classroom work and out-of class
activities based on the principles of a competent approach. We have proved that
effective self-directed learning in the process of professionally oriented mathematics
teaching is a manifestation of high level of educational activity implementation and
conditioned by individual-psychological qualities of a student as its subject.
We have developed and scientifically substantiated the model of
implementation of self-directed learning of students in the process of mathematics
teaching in higher educational institutions and its teaching and methodological
support at different stages of training. Didactic complex of providing self-directed
learning is represented by task and computer didactic resources, the use of which is
suggested for developing the need for self-education and self-improvement, to build
professional competences of future economists. We have proved that the model is
aimed at providing cosequent training of highly-qualified professionals.
We have examined by experiment the effectiveness of the suggested
methodology of implementing self-directed learning of students in the process of
mathematics teaching, which enabled to improve the quality of their mathematical
education, as well as to promote productive independent educational and cognitive
activity of future economists in the process of studying other academic subjects.