Дисертаційне дослідження присвячене проблемі ефективності вивчення
студентами ієрогліфічної писемності при опорі на образну сферу та з урахуванням
індивідуальних особливостей засвоєння. Здійснено теоретичний аналіз психологічних
аспектів проблеми засвоєння іноземних мов і ієрогліфічних, зокрема, показано
відмінності між фонематичною та ієрогліфічною писемністю. Доведено переваги
опори на образну сферу студентів при засвоєнні ними ієрогліфічної писемності.
Визначено поняття візуально-семантичного образу ієрогліфічного знаку як складного
когнітивного комплексу (розумовий образ), що є інтегральним продуктом візуального
сенсорно-перцептивного сприйняття (чуттєвий образ) усіх графічних елементів
формальної структури ієрогліфу, цілісного уявлення про нього (закріпленого в
образній пам’яті) та понятійного (смислового) відображення, закріпленого значенням;
структуру його формування візуально-семантичних образів ієрогліфів та особливості
оперування ними студентами. Розкрито роль когнітивних стилів та мотивації
досягнень в успішності засвоєння студентами східних мов. Обґрунтовано та
розроблено психологічну модель і програму оптимізації засвоєння студентами
ієрогліфічних компетенцій, визначено психолого-дидактичні умови її реалізації у
навчальному процесі, ефективність яких експериментально підтверджено.
Диссертационное исследование посвящено проблеме особенностей усвоения
студентами языкового вуза визуально-семантических образов в процессе изучения
иероглифической письменности.
На основании осуществленного теоретического анализа психологических
аспектов проблемы изучения иностранных языков и иероглифических, в частности,
различий между фонематической и иероглифической письменностью
сформулированы основные концептуальные положения относительно путей
оптимизации освоения студентами иероглификой. Показано преимущество опоры на
образную сферу студентов.
Определено понятие визуально-семантического образа иероглифического знака,
как сложного когнитивного комплекса, являющегося интегральным продуктом
визуального сенсорно-перцептивного восприятия всех графических элементов формальной структуры иероглифа, целостного визуального представления о нем и
закрепленного за ним значения.
Изучение особенностей формирования студентами визуально-семантических
образов иероглифов позволило выявить, что структура образов представлена
доминированием предметного содержания, личностного смысла, содержанием
понятия (его значения) и чувственной тканью образа (согласно модели Ф. Василюка).
Образы, сформированные студентами на основе визуального восприятия графем
иероглифов, характеризуются признаками реалистичности-метафоричности
(отражающие способ мышления), статичности-динамичности (представление образа в
пространстве), целостности-структурности (особенности восприятия). Образы
значений строятся по принципу ассоциативного ряда похожих предметов, свойств,
признаков, ситуаций к стумульному понятию; по принципу логичности; по принципу
эмоционального отношения к содержанию или морально-этической оценки
закрепленных в понятии явлений действительности; метафоричности.
Выявлено, что при формировании образов иероглифов украинские студенты
оперируют преимущественно образом мира своей культуры. Их образы имеют
существенно выраженную индивидуальность, что подтверждает ошибочность
применения готовых ассоциаций для запоминания иероглифов. Экспериментально
подтверждена роль когнитивных стилей и мотивации достижений в успешности
освоения студентами восточных языков.
В диссертации представлена программа оптимизации усвоения студентами
иероглифических компетенций, психолого-дидактическими условиями реализации
которой являются следующие: осознание студентами психолингвистических различий
усвоения иероглифической языка по сравнению с родным; знания и учет студентами
собственных когнитивных стилей при освоении профессиональных иероглифических
компетенций; опора на образную сферу студентов; овладение студентами учебными
стратегиями, соответствующими специфике языка; внешнее и внутреннее управление
мотивационным процессом; реализация индивидуально-личностного подхода;
распределение ответственности между преподавателем и студентом.
Эффективность предложенной программы подтверждена позитивной динамикой
уровня усвоения студентами экспериментальной группы общей иероглифической
компетентности и таких ее составляющих, как лингвистическая, социокультурная,
психолингвистическая, стратегическая, информационно-аналитическая.
Свидетельством продуктивности внедренного факультатива стало также повышение
академической успеваемости студентов.
This dissertation study covers the problem of students` efficiency about mastering the
hieroglyph writing with reliance onto the image domain as well as with consideration of the
individual peculiarities while mastering a language. The study includes theoretical analysis
of the psychological aspects of the problem of mastering the foreign languages, namely the
hieroglyph ones. It demonstrates the differences between the phonemic and hieroglyph
writings, testifies to the advantages of the reliance onto the students` images domain during
their mastering the hieroglyph writing. The study gives the definitions of the visual-semantic
image of a hieroglyph sign as a cognitive complex (mental image), which is an integral
product of visual sensory-perceptual comprehension (sensual image) of all graphical
elements of the formal structure of the hieroglyph, of a holistic view of it (fixed in the
figurative memory) and of its conceptual (semantic) display, fixed in its meaning; defines the
structure of formation of the visual-semantic images of hieroglyphs and the peculiarities of
their operationalization by students. It reveals the role of the cognitive styles and of the
students` motivation for achievements during their successful mastering the oriental
languages. The study substantiates and presents a program developed to optimize the
students` mastering the hieroglyph competences, defines the psychological-didactic
conditions required for its implementation during an educational process and proven to be
effective experimentally.