Дисертаційне дослідження присвячене актуальній проблемі формування
зв’язного мовлення в учнів старших класів допоміжної школи. Вперше проведено
комплексне дослідження щодо формування зв’язного мовлення в учнів з
інтелектуальними порушеннями старших класів на уроках трудового навчання.
Розроблені критерії та рівні сформованості зв’язного мовлення в учнів з
інтелектуальними порушеннями, виявлені особливості та труднощі їх
формування. Науково обґрунтовано та розроблено зміст і методику корекційної
роботи з формування зв’язного мовлення в учнів з інтелектуальними порушеннями
старших класів допоміжної школи на уроках трудового навчання.
Диссертационное исследование посвящено актуальной психолого-
педагогической проблеме формирования связной речи учащихся старших классов
вспомогательной школы на уроках трудового обучения. В исследовании
представлен анализ современных научно-теоретических основ изучения проблемы
формирования связной речи, раскрыты понятия «связная речь», «речевая
компетенция», «устная речь», «письменная речь» и другие.
В процессе исследования были определены компоненты и критерии
формирования связной речи учащихся старших классов вспомогательной школы на
уроках трудового обучения. Среди них: речевая компетенция, связная устная речь и
связная письменная речь.
Определены критерии речевой компетенции: словарный запас
профессиональной лексики; понимание семантики слов и употребление их в
правильном значении; употребление слов в правильной грамматической форме;
грамматический и синтаксический строй речи; прослушивание и понимание
содержания простых и коротких текстов, умение отвечать на поставленные вопросы
в пределах знакомого речевого материала; умение принимать активное участие в
диалоге; составлять и дополнять предложения, рассказы.
Критерии связной устной речи: культура речевого поведения, инициативность
в общении, умение строить диалог, поддерживать разговор, общаться на разные
темы, умение описывать предметы, рисунки, деятельность, свои ощущения и
эмоции, рассказы творческого характера, умения перессказывать текст, наличие в
речи простых и сложных бессоюзных предложений, импровизационный и
реактивный характеры высказываний, активное использование шаблонов, речевых
стереотипов, форм общения, речевое дыхание, интонационная насыщенность и
выразительность речи, использование и изображение в своей речи собственной
практической деятельности; организация своих действий относительно к речевой
инструкции; самостоятельность речевого анализа становления общих правил
выполнения практических действий; выполнение действий по образцу или по
пооперационной словесной инструкции учителя.
Критерии связной письменной речи: словарный запас, понимание семантики
слов и правильное использование их в контексте предложения, использование слов
в правильной грамматической форме (морфологическая правильность, владение
словоизменением и словотворчеством, наличие сложных предложений в речи).
Определены трудности и особенности формирования связной речи, с учетом
которых разработана методика коррекционной работы по формированию связной
речи, направленной на развитие основных компонентов.
Доказано, что успешность формирования связной речи у учащихся
предопределена использованием эффективных путей на уроках трудового обучения, с использованием средств перспективно опережающего обучения, разнообразных
методов и приемов работы, которые предусматривают поэтапное выполнение
определенных действий, которые будут обеспечивать переход от одного вида
заданий к другому.
Процесс внедрения экспериментальной методики строился относительно к
разработанным в коррекционной педагогике основных принципов: индивидуальный
подход к учебно-воспитательному процессу с учетом причин, степени и характера
нарушений у учащихся; личностно ориентированный подход к обучению;
подготовка к созданию зоны ближайшего развития; принцип коммуникативной
направленности обучения, который предусматривает всестороннее речевое и
коммуникативное развитие учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Экспериментальная работа проводилась с учетом следующих условий:
коммуникативная направленность обучения, единство в реализации двух
направлений работы – развитие речи и мышления; обязательная мотивация
языковой, речевой и трудовой деятельности учащихся; формирование чувства языка
и опоры на него в учебной ы практической деятельности учащихся; взаимосвязь
устной и письменной форм речи в процессе развития.
Экспериментальным путем доказана эффективность разработанной методики
коррекционной работы во вспомогательной школе.
Dissertation is devoted to the problem of coherent speech formation in senior
schoolchildren with intellectual disability of boarding school at the labour education class.
This is the first time multicentre study of coherent speech development in senior
schoolchildren with intellectual disability of boarding school at the labour education class
is held.
Criteria developed in the dissertation and the level of coherent speech readiness of
schoolchildren with intellectual disability give an opportunity to educe the peculiarities
and difficulties of its forming. Scientifically grounded, developed and implemented the
subject and the methodology of coherent speech correctional work in senior
schoolchildren with intellectual disability of boarding school at the labour education class.