У дослідженні вперше здійснено наукове обґрунтування поняття
«професійна готовність учителя літератури до вивчення з учнями біографії
письменників», визначено місце готовності у структурі професійної
компетентності майбутніх учителів-філологів, конкретизовано спеціальні
компетенції цієї готовності. Представлено науково обґрунтовану та апробовану
методичну систему підготовки майбутніх учителів літератури до вивчення з
учнями біографії зарубіжних письменників та технологію формування їхньої
готовності до зазначеного виду професійної діяльності; описано критерії та рівні
цієї спеціальної методичної компетентності учителя. Запропоновано
антропоцентричну модель навчання студентів, авторську систему вправ з набуття
необхідних спеціальних практичних навичок, шляхи виявлення автобіографічних
паралелей; введено поняття «аксіосфера уроку» та визначено її складові . Методика
відповідає сучасним тенденціям в освіті і передбачає конструювання студентами
власних знань та ціннісного ставлення до життя, автора твору, учнів, мистецтва
слова, співвіднесення власних цінностей і професійної підготовки з суб’єктами
дослідження та навчання, формує готовність майбутнього учителя літератури
розпізнавати закладену в біографіях і творах письменників професійно вагому
проблематику (етичну, мистецьку, суспільну), здійснювати ефективний відбір,
інтерпретацію та моделювання біографічних матеріалів у повідомлення, завдання
для учнів, аксіосферу уроку літератури; використовувати інноваційні педагогічні
технології у презентації життєпису митця.
Впервые осуществлено научное обоснование понятия «профессиональная
готовность учителя литературы к изучению с учащимися биографии писателей»,
определено место готовности в структуре профессиональной компетентности
будущих учителей-филологов, конкретизированы специальные компетенции
готовности студента к изучению с учащимися жизнеописания писателя.
Представлены научно обоснованные и апробированные методическая система
подготовки будущих учителей литературы к изучению с учащимися биографии
зарубежных писателей и технология формирования их готовности к указанному
виду профессиональной деятельности; описаны критерии и уровни этой
специальной методической компетентности учителя. Технология подготовки
будущего учителя к школьному изучению биографии писателя построена на
философских основах развития и взаимосвязи личности и общества, мышления и
речи, идее многоразовых упражнений, во время которых перестраивается сознание
и переносятся лабораторно сформированные умения в условия практики, а
количественные показатели переходят в качественные до уровня компетентности.
Студент через познавательную активность (внутреннюю и операционную)
превращает внешние факторы (содержание обучения (технология подготовки
студентов), влияние преподавателя и биографии писателя) на внутренние смыслы
и регуляторы своего поведения (интериоризация) в компоненты собственной
профессиональной готовности. Предложено антропоцентрическую модель
обучения студентов, авторскую систему упражнений по формированию
необходимых специальных практических навыков, пути выявления
автобиографических параллелей; введено понятие «аксиосфера урока»,
определены ее составляющие и доказана ее связь с результативностью занятия.
Определены принципы подготовки студентов: системный характер обучения,
активная познавательная деятельность, личностно ориентированное обучение,
сочетание психолого-педагогических и аксиологических основ подготовки, ее
практико-ориентированная направленность, интеграция межпредметных знаний.
Когнитивный, праксиологический и мотивационно-ценностный компоненты
технологии реализуют различные формы и виды учебно-познавательной
деятельности студентов, методы и приемы работы преподавателя методики, четко
продуманное содержание обучения. Ценность биографии писателя в
профессиональной подготовке студентов и педагогической деятельности раскрыто
через освещение жизни как трехкомпонентной смыслоценностной деятельности,
во взаимосвязи с эпохой, историей собственного народа, искусством
художественного слова, школьным литературным образованием (целями и
функциями изучения жизнеописания автора произведения в школе, связью с
уроком литературы). Практическим путем доказана эффективность поэтапного
формирования отдельных навыков – работа с информацией, портретом,
воспроизведение образа и описание мировоззрения писателя, подготовка
сообщения, разработка заданий по биографии писателя и введение их в структуру
урока литературы, умение выявлять концепты в произведении и использовать их для отбора фактов о жизни автора, построение жизнесферы писателя и аксиосферы
урока, поиск общей доминанты «произведение–жизнь автора–тема урока».
Методика отвечает современным тенденциям в образовании и
предусматривает конструирование студентами собственных знаний и ценностного
отношения к жизни, автору произведения, ученикам, искусству слова, соотнесение
собственных ценностей и профессиональной подготовки с субъектами
исследования и обучения, формирует готовность будущего учителя литературы
распознавать заложенную в биографиях и произведениях писателей
профессионально значимую проблематику (этическую, художественную,
общественную), осуществлять эффективный отбор, интерпретацию и
моделирование биографических материалов в сообщение о писателе, задания для
учащихся, аксиосферу урока литературы; использовать инновационные
педагогические технологии в школьном изучении жизни и произведений писателя.
Determination of future teachers’ readiness for the study of writers’ biographies is
offered like the internal explained ability to decide professional tasks adequately on the
basis of interdisciplinary knowledge combination about essence and components of
person’s life, features of their perception by students, special abilities and skills, ethical
and professional qualities. The author of the thesis «Forming of future foreign literature
teachers’ professional readiness for the study of writer’ biographies at secondary
comprehensive school» has scientifically substantiated the methodical system of future
foreign literature teachers’ preparation for the students’ study of foreign writers’
biographies and the technology of forming their readiness for the marked type of a
professional activity. The dissertation proves the subject of teachers’ professional
readiness for students’ study of foreign writers’ biographies and theoretical principles of
its formation. Principles of preparation of students are offered: the systematic character
of studies, active cognitive activity, personality-oriented studies, a combination of
psycho-pedagogical and axiological principles of preparation, its practical orientation,
integration of interdisciplinary knowledge. The efficiency of use of anthropological,
personality-oriented, competent, technological, axiological and conceptual approaches in
teaching students is definitely proved in the methodology of the author, the
implementation of the authorial system of exercises and tasks, that form the readiness of a future teacher of literature to recognize situated in biographies and works of writers
professionally meaningful information (of ethic, artistic, public character), effective
selection, interpretations and designs of biographic materials in a report, tasks for
students, the аxiosphere of literary lesson; to use innovative pedagogical technologies in
the presentation of writer's biography.