У дисертації вперше у вітчизняному релігієзнавстві здійснено цілісний аналіз
історичних трансформацій європейських моделей державно-церковних відносин і
досвіду їх впровадження в Україні на початку XXI століття.
На основі опрацювання значного обсягу джерел доведено, що як становлення
уявлень про світський характер держави, так і формування різновидів сепараційної та
партнерської моделей державно-церковних відносин зумовлене історичним розвитком
європейської християнської цивілізації, з урахуванням особливостей конфесійного та
політичного різноманіття культури домодерну, модерну та постмодерну. Доведено, що
конкретні форми державно-церковного партнерства значною мірою зумовлені
національними і конфесійними традиціями. Міжнародне право, що забезпечує захист
свободи совісті, сприяє конституюванню світського характеру держави та розвитку
автономії церковного життя, але не стає перепоною для формування і розвитку
партнерських державно-церковних відносин, необхідність у яких в Україні зумовлена
процесами поступового подолання наслідків тоталітаризму, більшого забезпечення
реалізації та захисту прав людини, особливо під час соціально-політичних випробувань
військового та соціо-економічного характеру.
В диссертации впервые в отечественном религиоведении осуществлен целостный
аналіз исторических трансформацій европейских моделей государственно-церковных
отношений и опыта их внедрения в Украине в начале XXI века.
На основе анализа значительного объема источников доказано, что как становление
представлений о светском характере государства, так и формирование різновидностей
сепарационной и партнерской моделей государственно-церковных отношений обусловлено
историческим развитием европейской христианской цивилизации, с учетом особенностей
конфессионального и политического многообразия культуры домодерна, модерна и
постмодерна. Доказано, что конкретне формы государственно-церковного партнерства в
значительной степени обусловлены национальными и конфессиональными традициями.
Установлено, что представление о необходимости разделения государства и церкви
происходит не только из идеалов современного общества, как его представляли ідеологи
Просвещения, но и из самой христианской доктрины. В XIX веке социальная доктрина
Католической церкви и регализмс оздали общин мировоззренческие основы для
возможности трансформации господствующей в странах бинарной оппозиции «церковь-
государство» в триаду «государство-церковь-общество». Выявлено, что в Европе
существуют сепарационный и партнерский типы государственно-церковных отношений. В
подавляющем большинстве стран Европы существует кооперационная (партнерская)
модель государственно-церковных отношений, которая имеет различные конкретные формы в зависимости от местных конфессиональных и национальных традиций, которые
сложились исторически. Существование государственных церквей в ряде стран Европы
предусматривает реализацию таких форм партнерства, которые принципиально не
отличаются от кооперации в странах, где существует формальная сепарация государства и
церкви. Унификации государственно-церковных отношений в рамках кооперационного
типа взаимодействия способствует то, что церкви на национальном и международном
уровнях пытаются функционировать как институты гражданського общества. Развитие
государственно-церковного партнерства связано также с процесами европейской
интеграции, которые, в частности, позволили церквам как наднациональным организациям,
играть болем активную роль в жизни европейского общества. Доказано, что формированию
современной украинской партнерской модели государственно-церковных отношений
способствовал ряд факторов: традиционно высокая роль православия и греко-католицизма
в Украине; возрастание роли протестантской среды в социальной жизни Украины;
толерантная по отношению к миссионерской и социальной активности церквей
государственная религиозная политика; высокая культура межконфессионального диалога;
необходимость в активной волонтерской и социальной деятельности церквей в связи с
трагическими событиями на Востоке Украины. Становление такой партнерской модели
отношений происходит со значительными дискуссиями, которые охватывают широкий
круг проблем и способствуют сохранению високого уровня обеспечения религиозной
свободы в Украине, взаимного невмешательства государства и церкви во внутренние дела
друг друга и недопущения формирования привилегированного положення отдельных
религиозных организаций.
In the dissertation for the firs time in the national religious studies a holistic analysis of the
historical transformations of European models of state-church relations and the experience of their
introduction in Ukraine at the beginning of the XXI century was made.
On the basis of elaboration of a considerable amount of sources, it has been proved that both
the formation of ideas about the secular nature of the state and the formation of varieties of
separation and partner models of state-church relations are conditioned by the historical
development of European Christian civilization, taking into account the peculiarities of the
confessional and political variety of culture of premodern, modern and postmodern. Itis proved that
concrete forms of state-church partnership are largely determined by national and confessional
traditions. International law protecting freedom of conscience promotes the constitution of the
secularnature of the state and the development of the autonomy of church life, but does not become
an obstacleto the formation and development of partnerstate-churchrelations, the need for which in
Ukraine is determined by the processes of gradual overcoming the consequences of totalitarianism, greater implementation and protection human rights, especially during socio-politicaltrials of
military and socio-economic character.