Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Візуальні стратегії сучасної екранної культури: філософсько-антропологічний аспект

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Ворожейкін, Євген Петрович
dc.date.accessioned 2019-06-13T08:47:58Z
dc.date.available 2019-06-13T08:47:58Z
dc.date.issued 2018
dc.identifier.citation Ворожейкін, Євген Петрович. Візуальні стратегії сучасної екранної культури : філософсько-антропологічний аспект : автореф. дис. ... канд. філос. наук : 09.00.04 - філософська антропологія, філософія культури / Ворожейкін Євген Петрович ; [наук. керівник Мєднікова Галина Сергіївна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2018. - 19 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/24736
dc.description.abstract Дисертаційна робота є одним із перших комплексних філософсько-антропологічних досліджень візуальних стратегій сучасної екранної культури, які репрезентують ціннісно-смислові особливості сучасного культурного періоду. Концептуальне осмислення візуальних стратегій здійснено на основі поєднання теоретико-методологічних напрацювань Франкфуртської школи, Cultural Studies, Media Studies та Visual Studies. Дослідження візуальних стратегій дозволило осмислити механізми ескапізму від екзистенційних та буденних проблем засобами масової екранної культури, а, також, обґрунтувати зв’язки методів екранної арт-культури та філософських методів екзистенціалізму та феноменології. З’ясовано, що сьогодні відбувається інформатизація екранного простору, яка формується через естетичну форму, а тому призводить до втрати змістової характеристики інформації. Виявлено, що розвиток та поява нових екранних медіа здійснили перехід від суспільної екранної практики до індивідуального рецептивного досвіду та індивідуального культуротворення, яке базується на принципах вільного обміну та доступу до інформації та культурних продуктів. ua
dc.description.abstract Диссертационная работа является одним из первых комплексных философско-антропологических исследований визуальных стратегий современной экранной культуры. Определено, что визуальные стратегии являются сложными конфигурациями средств (технических и технологических) и принципов (идейных, эстетических и социальных) для формирования пространства экрана и способов взаимодействия с ним, они объединены на основе определённой идеи – культурной тенденции, которая представляет ценностно-смысловые особенности определённого культурного периода. Проведён детальный анализ характеристик и особенностей основных экранных медиа (кинематографа, телевидения, видео-арта, видеоигр, компьютера, мобильных экранных средств). Указана способность экранных медиа формировать пространственно-временные принципы взаимодействия человека и экрана: позицию зрителя – позицию внутри экранного пространства (концептуальное время), позицию наблюдателя – позицию снаружи и внутри (интерсубъективное время), а также интерактивную позицию – позицию пользователя (реальное время). На основе сочетания теоретико-методологических наработок Франкфуртской школы, Cultural Studies, Media Studies и Visual Studies осуществлено концептуальное осмысление таких визуальных стратегий, как: иллюзорного реализма, культурной критики, визуального динамизма, эстетики медленного, эстетизации образов насилия и смерти, жестокости, информатизации, индивидуализации, культуротворчества. Выявлены и проанализированы бинарные оппозиции: массовая экранная культура и экранная арт-культура. Определено, что массовая экранная культура через визуальную стратегию иллюзорного реализма предоставляет человеку возможность бегства от повседневных забот и проблем. А экранная арт-культура через визуальную стратегию культурной критики возвращает человека из виртуального пространства к позиции аналитического восприятия сложных и пиковых жизненных ситуаций. Указано, что визуальные стратегии динамизма и эстетизации образов насилия и смерти дополняют стратегию иллюзорного реализма. Визуальная стратегия динамизма меняет принцип восприятия экранного изображения с интерпретационного режима в исполнительный, в котором главным является быстрый темп аффективных реакций. Визуальная стратегия эстетизации образов смерти и насилия осуществляет манипулятивную модификацию качественных характеристик данных образов, превращая их в технологию аттракционного развлечения. Определено, что данные визуальные стратегии являются культурными средствами борьба с экзистенциальными проблемами: ощущением текучести индивидуального времени и фактом смертности. Указано, что эти визуальные стратегии приводят к формированию человека, для которого наиболее важны мгновенно-интенсивные моменты переживания, а факты насилия и смерти не имеют этико-аксиологического значения. Определено, что визуальные стратегии жестокости и эстетики медленного экранной арт-культуры действуют противоположно стратегиям массовой экранной культуры. Визуальная стратегия эстетики медленного функционирует подобно феноменологической редукции, выявляя основы взаимоотношения субъекта с миром. Визуальная стратегия жестокости через аглитизированное насилие осуществляет реабилитацию насилия и смерти, как реальных фактов с их философско-экзистенциальным смыслом. Проанализирована визуальная стратегия информатизации, которая соотносится с поведением современного человека (модели пользователя), включающим постоянный поиск и желание получения информации. Экранная культура реализует информационное желание через эклектичность и гибридизацию экранного пространства, использование среднего и общего планов в кино, а также через создание и использование новых экранных форм (инфографика, вебграфика, мэш-ап) и нового экранного медиа – визуального романа. Определено, что переход информации в сферу эстетических категорий, говорит о том, что теряется её главная суть, ведь более важными становятся не её качественные характеристики, а количественные и сам факт присутствия. Выделена визуальная стратегия индивидуализации, определяющая переход от массового рецептивного экранного опыта к индивидуальному. Данный процесс реализуется на основе новых медиа: игрового фильма, виртуальной реальности, визуального романа и стриминговых сервисов. Указано, что индивидуализация рецептивного экранного опыта является пространством для рефлексивного конструирования собственного «Я». Определено, что развитие интерактивных экранных медиа сформировало визуальную стратегию культуротворчества. На основе анализа новых экранных медиа (анимированное GIF-изображение, видеоесе и видеопоэзия) сделан вывод, что стратегия культуротворчества представляет новую модель творчества, в которой главным является не ценность интеллектуальной собственности, а чувство этики, связанное со свободным обменом информацией и культурными продуктами. ua
dc.description.abstract The dissertation is one of the first complex cultural and philosophical studies of visual strategies of contemporary screen culture, that represent the semantic features of the contemporary cultural period. The conceptual analysis of visual strategies is made on the basis of combination theoretical and methodological developments of the Frankfurt School, Cultural Studies, Media Studies and Visual Studies. The study of visual strategies allowed to understand profoundly the mechanisms of escapism from existential and everyday problems in mass screen culture, and to substantiate links among the methods of screen art culture and the philosophical methods of existentialism and phenomenology. The work reveals that today is happening active informatization of the screen space. The process is carried out through the aesthetic form, and therefore it leads to loss of the content characteristics of the information. The research discovers that development of screen media and emergence of new screen media made the transition from public to individual screening practice and to individual creativity based on the principles of free exchange and access to information and cultural products. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М.П. Драгоманова ua
dc.subject екранна культура ua
dc.subject візуальні стратегії ua
dc.subject екранні медіа ua
dc.subject ілюзорний реалізм ua
dc.subject культурна критика ua
dc.subject інформатизація ua
dc.subject індивідуалізація ua
dc.subject культуротворчість ua
dc.subject экранная культура ua
dc.subject визуальные стратегии ua
dc.subject экранные медиа ua
dc.subject иллюзорный реализм ua
dc.subject культурная критика ua
dc.subject информатизация ua
dc.subject индивидуализация ua
dc.subject культуротворчество ua
dc.subject screen culture ua
dc.subject visual strategies ua
dc.subject screen media ua
dc.subject illusory realism ua
dc.subject cultural criticism ua
dc.subject informatization ua
dc.subject individualization ua
dc.subject cultural creativity ua
dc.subject.classification 141.319.8:130.2:791.4 (043.3) ua
dc.title Візуальні стратегії сучасної екранної культури: філософсько-антропологічний аспект ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Links Collection

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics