Статья анализирует понятие «сакрамент» в различных христианских традициях и демонстрирует смену парадигм сакраментального богословия от классического аристотелевского подхода средневековой схоластики с использованием терминов «субстанция» и «акциденция» к описанию ритуалов как знаковых систем, вписанных в семиотическую среду, характерного для реформатского богословия, и далее к анализу сакраментов с использованием перформативного языка. Автор предлагает анализировать ритуалы, центральное место в которых чаще всего занимает евхаристия, методологией языка перформативных высказываний. В отличие от рели-
гиоведческого анализа таинств как преформансов, перформативный подход позволяет объяснить действие сакраментов на участвующих в литургии, а не только описать их. Таким образом, акцент переносится с нарратива евхаристии как дескриптивной составляющей на перформативное действие
литургического текста. Эта исследовательская парадигма позволяет по-новому осмыслить основные проблемы сакраменталогии.
The article examinant the concept of “sacrament” in various
Christian traditions and demonstrates the shift of sacramental
theology’ paradigm from the classical Aristotelian approach
of medieval scholasticism, using the terms substance and accidence, to the description of rituals as sign systems inscribed
in the semiotic environment, as Reformed theology says, and
beyond, to the analysis of sacraments, using the performative
language. The author proposes to analyze the rituals, using the
methodology of the performative utterances language. Unlike
the religious study of sacraments as performance, which allowed
researchers only to describe the sacraments, the performative
approach allows to explain the effect of sacraments. Thus, the
emphasis is transferred from the narrative of the Eucharist, as
a descriptive component, to the performative action of the liturgical text. This research paradigm allows us to rethink some aspects of the sacramentology