Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Корекція пізнавальної діяльності дошкільників з дитячим церебральним паралічем засобами Монтессорі-терапії

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Родненок, Марина Єгорівна
dc.date.accessioned 2018-10-03T08:27:56Z
dc.date.available 2018-10-03T08:27:56Z
dc.date.issued 2018
dc.identifier.citation Родненок, Марина Єгорівна. Корекція пізнавальної діяльності дошкільників з дитячим церебральним паралічем засобами Монтессорі-терапії : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 – корекційна педагогіка / Родненок Марина Єгорівна ; [наук. кер. Шевцов Андрій Гаррієвич] ; М-во освіти і науки України. - Київ, 2018. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/21122
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячене актуальній психолого-педагогічній проблемі обґрунтування доцільності використання технології Монтессорі-терапії в практиці корекції пізнавальної діяльності дошкільників з церебральним паралічем в умовах терапевтичного середовища. Досліджено механізм формування теоретико- методологічного підґрунтя терапевтичної концепції методу наукової педагогіки М. Монтессорі як засобу розвитку пізнавальної діяльності дітей з церебральним паралічем. Визначено компоненти пізнавальної діяльності та критерії їх сформованості. Обґрунтовано технологію коригування пізнавальної діяльності дітей дошкільного віку з церебральним паралічем засобами Монтессорі-терапії в умовах терапевтичного середовища, яку сформовано з урахуванням теоретико- методологічних основ застосування Монтессорі-терапії та позицій нейропсихологічного підходу, що полягають у використанні схеми впровадження «методу заміщуючого онтогенезу». Статистично підтверджено ефективність запропонованої технології. ua
dc.description.abstract Диссертационное исследование посвящено актуальной психолого- педагогической проблеме обоснования целесообразности использования технологии Монтессори-терапии в практике коррекции познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом в условиях терапевтической среды. Исследован механизм формирования теоретико-методологической базы терапевтической концепции метода научной педагогики М. Монтессори как средства развития познавательной деятельности детей с церебральным параличом. Определены средства формирования Монтессори-терапевтической концепции: средства Монтессори-педагогики, которые сохранены в терапевтическом формате; средства Монтессори-педагогики, которые подверглись трансформации; средства Монтессори-терапии. Определены компоненты познавательной деятельности и критерии их сформированности: 1) познавательные психические процессы в составе: восприятие (тактильное, или кинестетическое); зрительное (предметное), зрительно- пространственное; цвет, величина, форма; зрительно-пространственное ориентирование; память (зрительная, зрительно-пространственная, мышечная) мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное) внимание; речь; 2) базовые основы, предпосылки формирования познавательных психических процессов: мотивационный, регуляционный и операционный компоненты с учетом определенной последовательности их формирования и необходимости обеспечения комплексного воздействия на различные сферы психического функционирования. По каждому критерию выделен ряд показателей, которые позволяют определить уровни сформированности компонентов познавательной деятельности: высокий, достаточный, средний и начальный. Определены основные направления коррекционного воздействия, которые обязательно предполагают две комплементарные ориентации работы с ребенком: первая нацелена на формирование базовых основ, предпосылок познавательных психических процессов, вторая - на развитие и коррекцию познавательных психических процессов и компонентов, входящих в их состав. Для обеспечения эффективности коррекционного воздействия предусмотрено обязательное включение воздействия на эмоционально-личностные аспекты психической деятельности ребенка. Разработанная технология коррекции познавательной деятельности детей дошкольного возраста с церебральным параличом средствами Монтессори-терапии в условиях подготовленной терапевтической среды базируется на принципах коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими на церебральный паралич; принципах, определяющих специфику нейропсихологических подходов к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями психофизического развития; средствах, составляющих теоретико-методологическое основание Монтессори-терапевтической концепции. В основу комплексной технологии коррекции познавательной деятельности детей дошкольного возраста с церебральным параличом средствами Монтессори- терапии положено теоретико-методологическую базу, сформированную с учетом Монтессори-терапевтической и нейропсихологической составляющих, которые заключаются в использовании структурно-функциональной модели интегративной работы мозга, предложенной А. Р. Лурия; схемы внедрения в коррекционную практику «метода замещающего онтогенеза»; в построении Монтессори-среды с учетом представлений о процессе формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе; терапевтического воздействия дидактического Монтессори-материала, реализации комплексного подхода к формированию коррекционных программ с учетом и других методов коррекционного воздействия. Качественный и количественный анализ результатов исследования подтвердил эффективность и целесообразность использования в практике специальных учреждений технологии Монтессори-терапии в работе с детьми с нарушениями развития. ua
dc.description.abstract Research dedicated to the actual psychological and pedagogical problem – the substantiation of feasibility by using Montessori therapy technology in the correction practice of cognitive activity of preschool children with cerebral palsy in therapeutic environment. Explored the mechanism of formation theoretical and methodological basis of thetherapeutic concept of the scientific method M. Montessori, as a means of progress of cognitive children activity with cerebral palsy. The components of cognitive activity and criteria of their formation are determined. The correction technology of cognitive children activity of preschool age with cerebral paralysis by means of Montessori-therapy in conditions of therapeutic environment is proved. The technology is formed with the theoretical and methodological foundations by using Montessori-therapy and the neuropsychological approach wiсh included the implementation scheme of the "replacement ontogenesis method". The effectiveness of proposed technology is statistically confirmed. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ імені М.П. Драгоманова ua
dc.subject технологія ua
dc.subject Монтессорі-терапія ua
dc.subject терапевтичне Монтессорі- середовище ua
dc.subject терапевтичний сеанс ua
dc.subject Монтессорі-терапевт ua
dc.subject церебральний параліч ua
dc.subject дошкільники ua
dc.subject технология ua
dc.subject Монтессори-терапия ua
dc.subject терапевтическая Монтессори-среда ua
dc.subject терапевтический сеанс ua
dc.subject Монтессори-терапевт ua
dc.subject церебральный паралич ua
dc.subject дошкольники ua
dc.subject technology ua
dc.subject Montessori therapy ua
dc.subject therapeutic Montessori environment ua
dc.subject therapeutic session ua
dc.subject Montessori therapist ua
dc.subject cerebral palsy ua
dc.subject preschoolers ua
dc.subject.classification 376-056.36.02:[37.091.4 Монтессорі:615.851.4] ua
dc.title Корекція пізнавальної діяльності дошкільників з дитячим церебральним паралічем засобами Монтессорі-терапії ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу